Экономика
В регионе набирает силу импортозамещение. Инициативу прочно удерживают резиденты территории опережающего развития.
Когда говорят о пружинах китайского экономического прорыва, неизменно напоминают о сокровенном желании каждого китайца — инвестировать в свою страну, чтобы производить продукцию мирового уровня. Такая «прививка» не помешала бы и нам.
В ожидании прорыва
Проблема реализации инвестиционных проектов в строго намеченные сроки поднята на объединенном заседании Наблюдательных советов ТОРов. Подведены итоги минувшего года и определены непростые задачи продвижения проектов в условиях санкций. Остро встал вопрос эффективности импортозамещения и опережающего развития Дальнего Востока.
Задел для этого есть. Сегодня в крае активно реализуется 80 инвестиционных проектов, 44 из которых получают жизнь в режимах ТОР и СПВ. Утверждены первоочередные действия по обеспечению развития экономики, от которых уходит три луча: поддержка бизнеса, помощь населению и создание привлекательного климата для инвестора.
Как сообщила директор УК ТОР «Хабаровск» Ирина Серова, в минувшем году резиденты трех территорий опережающего развития края ввели в эксплуатацию проекты с объемом инвестиций 4 млрд руб. При этом границы ТОР «Хабаровск» расширены для реализации трех проектов, что позволит создать 616 новых рабочих мест.
Чем территории опережающего развития привлекают инвесторов? Созданием инфраструктуры. К примеру, введены в эксплуатацию объекты водоснабжения и водоотведения, сети к площадке «Авангард» ТОР «Хабаровск». Текущий год обещает быть «урожайным» на капитал.
Наше богатство — люди
Благо есть у нас масштабно мыслящие люди. Инна Фетисова, возглавляющая компанию «Нефтемаш Восток Сервис», заметила рост потребности в расширении списка заказчиков продукции предприятия. Компании замещают импортное оборудование для нефтехимической отрасли отечественным.
Наступление идет по ключевым направлениям экономического развития региона. К примеру, первую очередь свиноводческого комплекса на 70 тысяч голов в год завершил резидент ТОР «Хабаровск» компания «СкифАгро-ДВ». Приятным было сообщение о том, что вторую очередь проекта планируется ввести в конце текущего года.
Что дальше? Руководитель логистической компании-резидента ТОР «Хабаровск» Денис Грось вышел с инициативой проработать механизм по стабилизации рынка стройматериалов. Цены на них с начала года небывало выросли. Чтобы не «грузить» инвесторов, он предложил расширить список видов деятельности резидентов ТОР, имеющих право на льготы. Главное — оказывать услуги и выпускать товары, замещающие импорт, обеспечить людям занятость.
По словам министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, с мерами господдержки в макрорегионе реализуются свыше 2 600 проектов, из них 60 — крупнейшие, объемом более 10 млрд руб. каждый. За последние три года число проектов удвоилось.
В основе комплекса мер по импортозамещению в Хабаровском крае ряд ключевых направлений поддержки бизнеса. Снимаются барьеры, упрощаются разрешительные процедуры. Плановые проверки могут быть заменены профилактическими визитами. В крае заработал план первоочередных задач по обеспечению устойчивого развития региона в условиях внешнего санкционного давления. В нем 122 мероприятия поддержки населения и бизнеса.
К чему пришли? Продуктовых запасов достаточно, дефицита не будет. Соглашения с различными торговыми сетями подписаны, цены на продукты первой необходимости будут стабилизироваться. Главные промышленные предприятия края работают сегодня эффективно, обороты наращиваются. Так, Переяславский молочный комбинат начал выпуск зернового творога, который раньше производили литовские компании. А на очереди производство сыра. Словом, идет реальное импортозамещение.
Пересматриваются логистические цепочки, предприятия выходят на новых поставщиков сырья и комплектующих, потребителей экспортной продукции. С нетерпением ждут отечественные двигатели строители самолетов «Суперджет-100». Пока есть намерение наращивать запасы корпусов, а там процесс пойдет быстрее. Локализация производств продолжается. Все это прекрасная основа для широкого замещения импорта.