Мы живем в зеленом городе!
logo

Горячая линия

Мы живем в зеленом городе!

Подготовила Ирина ТРОЦЕНКО

В редакции побывала начальник управления по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации г. Хабаровска Ирина Дубянская и ответила на вопросы читателей и журналистов.

— Наверное, самый популярный вопрос в вашем ведомстве, но и к нам он пришел одним из первых: «Тополь дорос до моего четвертого этажа и сейчас стучит нам в окно, когда дует ветер. Боюсь, как бы не побил стекла, если разыграется стихия. Подскажите, куда обратиться, чтобы его обрезали или спилили? Растет дерево не во дворе, а за домом».

― Все-таки надо понимать, какая территория сформирована для данного дома. В любом случае начинать следует со своей управляющей компании или ТСЖ, чтобы помогли определить, кто отвечает за дерево. Возможно, это будет управление дорог и внешнего благоустройства. Думаю, там достаточно формовочной обрезки, убрать часть ветвей, которые упираются в окна. Но поможет в этом вопросе управляющая компания. Первым делом вам надо идти туда.

Никто не рубит просто так

― Кажется, в этом году многих стал беспокоить вопрос обрезки деревьев. Периодически в сетях появляются посты: одни возмущены, что остались голые стволы, другие, наоборот, хвалят за работу. Что так волнует горожан?

― На самом деле это не примета только нынешнего года. Вопросы по глубокой обрезке возникают периодически. По терминологии она называется «омолаживающая» и проводится начиная с поздней осени и до 1 апреля. В это же время жители начинают интересоваться процессом, спрашивают, насколько правильно делать такие глобальные виды обрезок и почему. Основная причина, по которой ее производят, это место расположения. Бывает, дерево здоровое, молодое, но растет там, где его не должно быть априори: оно закрывает светофор, мешает движению, преграждает солнечный свет жителям или появилось в охранной зоне инженерных коммуникаций. И мы вынуждены проводить обрезку, чтобы обеспечить условия безопасности горожан и сохранить само дерево.

— Граждане иногда сетуют: мол, срубили здоровое дерево. Но определить это, наверное, может только специалист.

— Хорошо, что люди этим обеспокоены, но мы находимся в урбанизированной территории. Город — многочисленная инфраструктура, которая предъявляет свои требования. К содержанию зеленых насаждений в первую очередь. Поверьте, никто не будет сознательно вырубать или обрезать дерево просто так, всегда есть причины, по которым проводятся эти работы.

— Что ждет парк «Динамо»?

— Рядом с парком началось строительство. Подчеркиваю, на территории, прилегающей к «Динамо». И в самом парке рассматривается обустройство лыжно-роллерной трассы. Парк в самом центре города, зеленое пятно, поэтому всегда вызывает интерес, что же там будет. Чтобы понимать, в каком направлении двигаться, проводились встречи с жителями, получили самые противоречивые мнения: кому-то хочется тишины, другим — экстрим. Но не будем забывать, что озелененная часть должна быть не меньше 70 процентов. Чтобы сохранять баланс, надо рассматривать возможность восполнить древесно-кустарниковую растительность. Парк делится на функциональные зоны: тихого отдыха, спортивную, прогулочную, культурную. Плюс на территории находятся объекты, которые не являются муниципальной собственностью: стадион «Динамо», требующий реконструкции, теннисные корты. В любом случае все возможные изменения будут обсуждаться и рассматриваться с точки зрения оказываемого воздействия на природный комплекс парка. Только после первоначальной оценки — насколько допустимо это воздействие — будет решаться судьба реализации объектов.

Речка превращается…

— Вопрос на редакционный ватсап, подкрепленный фотоснимком: «Речка Полежаевка за ГСК на пересечении улиц Трехгорной и Марины Расковой превращена в помойку. Кто должен за ней следить?»

— Спасибо за сигнал, наши специалисты посмотрят, чем вызвано загрязнение Полежаевки. Как правило, страдают речки, которые проходят через частный сектор либо возле ГСК. В них сбрасывают бытовые и автомобильные отходы. По результатам осмотра определим, кто должен навести там порядок.

— Одна из читательниц предложила, чтобы обязали очищать русла таких речек владельцев гаражей, если уже возле ГСК все замусорено.

— Районные комитеты обычно проводят информационную работу с руководством ГСК, объясняют правила обращения с отходами. Каждый кооператив должен иметь на своей территории площадки для сбора мусора. Более того, современное законодательство обязывает обеспечить раздельный сбор: отдельно отработанные покрышки и горюче-смазочные материалы.

Дворовые лебеди

— Тетушки с нашего двора увлеклись дизайном из покрышек, — делится наш читатель Иван. — На клумбах их разложили, вырезают из них лебедей и прочие фигуры. На солнце они раскаляются и пахнут резиной. Не опасно ли такое украшение?

— Отработанные резинотехнические изделия являются отходами четвертого класса опасности. Например, в детских садах и школах их использовать можно при наличии согласования с Роспотребнадзором. Во дворах же при соблюдении экологических требований и если за появление покрышек в качестве украшений проголосовало большинство жильцов, можно.

— Но ведь нереально собрать соседей по поводу лебедей-шин!

— Ну почему же? Жители должны быть активными, им надо понимать, что благоустройство двора зависит только от них. И им решать, будут ли использованы отходы в украшении территории. Вопросы содержания общего имущества относятся к исключительной компетенции собрания собственников жилья. Не должен один человек решать, что на клумбах будут покрышки, это неправильно.

— Раздельный сбор мусора — модная тема. У нас коллеги тоже моют баночки из-под йогуртов и прочих продуктов, чтобы потом сдать на «Поляне». Как администрация двигается в этом направлении?

— Акции по сбору отходов проходят при содействии администрации. Мэрия предоставляет участки для того, чтобы могли принять мусор. Во дворах города сегодня устанавливают контейнеры для сбора тех или иных видов отходов. Сейчас задача, чтобы каждый двор имел возможность собирать мусор раздельно. Заинтересовался этим Сбербанк, хочет участвовать в работе по информированию о том, насколько это выгодно. Людям надо понять, что при сортировке объем мусора, который вывозится на полигон, сокращается. Задача ― сформировать осознанное экологически грамотное поведение. Полигон заполнится, и придется выделять еще площадь под новый. Но мы должны сохранять природу не только для себя, но и для будущих поколений. Поэтому надо пытаться максимально перерабатывать отходы.

— На сколько лет рассчитан полигон?

— Его первую очередь открывали в 2011-м. В целом он рассчитан на 50 лет, но при грамотном использовании. Максимально вовлекая мусор во вторичную переработку, можем увеличить срок почти в два раза.

— Несанкционированные свалки периодически находят в городской черте. И кто их должен устранять?

— Находим сами во время рейдов, по обращениям граждан. Если свалку вывалили на территорию, находящуюся в чьей-то собственности, то убирать ее будет владелец. Но, как правило, законодательно эти участки, на которых обнаруживаем мусор, являются неразграниченными. Поэтому обязанность за уничтожение несанкционированного навала мусора ложится на плечи муниципалитета. Ежегодно количество таких навалов порядка 260 штук. Это практически 2 тыс. куб. м, около 500 тонн ежегодно убирается. По характеру мусора можно сказать, что выкинули его организации, оказывающие услуги по шиномонтажу, ремонту, объекты нестационарной торговли. Как правило, крупные торговые сети заключают договор на вывоз и отчитываются. Грешат и некоторые жители. К сожалению, из года в год картина повторяется.

— А нарушителей ищут? Нельзя же за ними молча убирать!

— Готовим доказательную базу, проделываем колоссальную работу, чтобы определить собственника брошенного мусора, и передаем данные контролирующим органам. Факт незаконного размещения должен быть подтвержден фото- или видеоматериалами. В идеале заснять сам процесс, чтобы можно было наказать нарушителя за несанкционированное размещение отходов.

Кто в парке хозяин?

— Несколько лет назад мы с вами проезжали по особо охраняемым природным территориям, и картина чаще всего была удручающей. Где-то мусор, где-то вырублены деревья, машины заезжают. Сейчас, кажется, ситуация изменилась.

— Остаются еще проблемы с теми территориями, у которых нет хозяина. Это парк 50-летия СССР, вновь созданные ООПТ, которым сейчас ищут инвестора, готового вложиться в их развитие. Обводненный карьер на Трехгорной имеет перспективу создания семейного парка. Это большие по площади и требующие вложений объекты. Пока в них поддерживается порядок, осуществляется уборка мусора, санитарная обрезка деревьев.

У нас в городской черте пять краевых ООПТ: питомник им. Лукашова, питомник им. Шуранова, сад ДальНИИЛХ, дендрарий и парк им. Муравьева-Амурского. И 24 ООПТ местного значения.

— Питомник им. Лукашова стал флагманским проектом. А среди городских такие есть?

— Парк Северный — настоящий флагманский проект! Была задача сделать парк площадью 45 га, которая будет в себя включать зеленую рощу за Топографическим техникумом. Первым этапом создали сам парк, потом присоединили к нему новые площади, увеличив до 38 га. Вся эта огромная ООПТ простирается от улицы Салтыкова-Щедрина до Проф. Даниловского.

— Будет ли инвентаризация зеленых насаждений? Лет пять—семь назад делали снимки со спутника, но время идет.

— Да, инвентаризация нужна, чтобы владеть актуальной информацией. Она должна проводиться раз в 10 лет.

Когда в 2000 году принимали первую экологическую программу, прописали обязательную инвентаризацию улиц общего пользования. С 2001 по 2011 год смогли инвентаризировать 69 улиц. Это дало нам важные сведения. Например, что вдоль улиц и на прилегающих территориях преобладают две породы: тополь и ильм. Практически свыше 80 процентов на тот период старовозрастных, которые требовали возмещения или других мер. Что такое старый тополь, сами представляете. Это гигант, который может упасть при сильном ветре. И их следовало обновлять. Когда получили эту фактуру, она использовалась при проектировании и реконструкции центральных улиц и бульваров. Наука сказала, что в городе скудный посадочный ассортимент, поэтому параллельно мы усилили и развивали базу «Горзеленстроя». Подготовили питомники, начали высадку саженцев, которые характерны для нашей растительности. Сейчас мы имеем 50 видов деревьев и кустарников. Эти рекомендации позволили оперативно выработать план и начать действовать, спланировать озеленение улиц. Возник вопрос, насколько город обеспечен зелеными насаждениями. Чтобы знать, куда двигаться дальше, закупили космические снимки города 2006 и 2013 годов. Проанализировали изменения в площади и структуре насаждений и увидели динамику. Предотвратили дальнейшую застройку, создав ООПТ «Дельфин», вдоль шоссе у Ореховой сопки, по пути в Березовку ― на сто гектаров с лишним увеличили единовременно площадь всех ООПТ, которые создавали в 1995 году. Теперь застраивается микрорайон Ореховая Сопка, а у нас есть на перспективу место под парк.

Инвентаризация может проводиться только в вегетационный период ― с июня до середины сентября, это недолго. Работа трудоемкая, затяжная по времени. И только специалисты могут ее проводить. К тому же это очень дорогостоящий процесс ― требуется около 860 млн руб., чтобы осуществить инвентаризацию зеленых насаждений в городе.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)