Новый взгляд на структуру
logo

Горячая линия

Новый взгляд на структуру

Илья АВЕРИН, фото Михаила МАЛЫШЕВА

Заместитель мэра города, директор департамента муниципальной собственности Евгений Соловьев посетил редакцию «Хабаровских вестей» и ответил на вопросы журналистов и читателей.

— Евгений Иванович, вы вступили в должность менее полугода назад, в конце апреля. Расскажите немного о себе, где трудились раньше.

— Что ж, родился в городе Уссурийске Приморского края. Окончил Военную финансово-экономическую академию в Ярославле. Поступил на службу в войска радиационной, химической и биологической защиты, в отдельный батальон аэрозольного противодействия. Там был начальником финансовой службы, пока не объявили приказ Министерства обороны о сокращении всех военных финансистов и переводе их на гражданские должности.

После около двух лет проработал в «Хабаровсккрайгазе», а в мае 2012-го пришел на должность главного специалиста в отдел экономического анализа управления социальной работы с населением администрации Хабаровска. Затем предложили стать начальником отдела, а в конце 2013 года — заместителем начальника управления. Там и работал вплоть до назначения на должность директора департамента муниципальной собственности. Если вкратце, то так.

— Насколько за прошедшее время успели вникнуть в тонкости работы?

— В департаменте мне нравится то, что я каждый день узнаю что-то новое, не застаиваюсь. Сказать, что полностью вник абсолютно во все тонкости и нюансы, наверное, нельзя. Да, базовые направления деятельности вижу, но, как говорится, совершенству нет предела.

— Каковы эти направления?

— Их много, и все они интересные: аренда и продажа земли и имущества, приватизация, наружная реклама, курирование подведомственных учреждений в различных сферах и т.д. Так или иначе приходится сталкиваться с достаточно разноплановыми видами деятельности. И это, как я уже говорил, не дает стоять на месте.

Стратегическая задача

ДМС всегда был главным «добытчиком» среди структурных подразделений администрации. Эта функция остается в приоритете?

— Конечно, основная задача, поставленная мэром Сергеем Анатольевичем Кравчуком, — увеличить поступления в бюджет города. Мы — структура, которая приносит доходы муниципалитету, и хоть бизнесом нас назвать нельзя, суть примерно та же. Если не заработаем, то и не выживем.

— Для выполнения этой задачи нужна работоспособная команда. Как с точки зрения руководителя вы ее сегодня оцениваете?

— В департаменте трудятся действительно грамотные люди с большим опытом и знаниями. Но есть нюансы, шероховатости, которые еще нужно корректировать. Прежде всего это касается формата работы. Его приходится менять: где-то ужесточать, где-то больше контролировать, менять прежние привычки.

Допустим, объяснять, что когда специалист запросил материалы, узнал или отдал документы, его работа не заканчивается. Нужно постоянно мониторить, контролировать, максимально приближать результат. Если просто сидеть и ждать у моря погоды, то само собой ничего не произойдет. С этой точки зрения я вижу структуру немного по-другому. Есть моменты, которые упущены, продолжим их исправлять.

Поддержка бизнеса

— Какова на сегодня общая стоимость муниципального имущества в городе?

— Сейчас это около 73,3 млрд руб. С начала 2020 года в собственность администрации поступило 700 объектов, за предприятиями и организациями закреплено и реализовано 277 объектов. И здесь очень важно понимать: продажа имущества ведет к тому, что для города снижается доходная база. Но ситуация из-за коронавируса такова, что мы вынуждены на это идти.

Принятие имущества в городскую собственность происходит в нескольких случаях: когда оно переходит от Федерации, края или, скажем, Министерства обороны. А бывает и такое, что человек построил объект и решил передать его городу. Например, в счет долга.

Кстати, буквально недавно пришло помещение от Минобороны в микрорайоне ДОС. Оно пока в плохом состоянии, однако стратегически очень удачно расположено. Естественно, мы предложили его забрать для дальнейшей сдачи в аренду, Сергей Анатольевич эту инициативу согласовал.

— Пандемия больно ударила по бизнесу. Какие меры поддержки ему оказаны?

— Дана отсрочка, а где-то и освобождение субъектов малого и среднего предпринимательства от арендных платежей. И еще один интересный момент: реклама вообще не относится к пострадавшей отрасли, и, по-моему, ни в одном другом муниципалитете нет такого, что дают отсрочку по платежам за установку рекламных конструкций. Мэр же такую практику внедрил. Да, все это косвенные меры поддержки, но я считаю, что их можно воспринимать в качестве помощи. В целом по этим направлениям бюджет города недополучил около 70 млн руб.

Есть нюансы

— Врио губернатора Михаил Дегтярев заявил о том, что не понимает, почему до сих пор не реализуется проект горнолыжной базы «Хехцир», и высказал намерение исправить ситуацию в сотрудничестве с администрацией Хабаровска. Каково положение дел сейчас?

— С мертвой точки процесс сдвинулся, и это факт. Горнолыжный комплекс — действительно грандиозный проект, стоимость которого на первоначальном этапе оценивается в 300 млн руб. Ведет работу АО «Центр инновационных технологий». Это крупнейший инвестор краевого центра, 100 процентов акций которого принадлежат городу. Соответственно, есть гарантия, что все будет сделано.

Состоялась рабочая встреча мэра города с врио губернатора Михаилом Дегтяревым, где были обозначены проблемные моменты, мешающие развитию комплекса. Среди них отсутствие подъездной дороги, несоответствие границ фактическому расположению. Михаил Дегтярев пообещал оказать содействие в решении этих вопросов. В осенне-зимний период 2020—2021 года планируется разработка проектно-сметной документации и в начале теплого периода 2021-го — приступить к строительно-монтажным работам.

— В начале года мэром города поставлена задача избавляться от посредников (субарендаторов) при сдаче в аренду муниципального имущества и имущества ЦИТ. Каковы результаты этой работы?

— Поручение исполнено практически в полном объеме. В то же время здесь есть нюансы. Действительно, перед ЦИТом стоит задача уходить от посредников и заключать прямые договоры с арендаторами. Однако это не всегда воможно.

Такой пример: арендаторы, использующие объекты недвижимости под торговые или коммерческие центры, имеют право с согласия ЦИТа передавать часть помещений в субаренду. При этом им необходимо оплачивать не только коммерческие (полезные) площади, но и вспомогательные — места общего пользования, лестницы, коридоры, санузлы и т.д. Если в торговом центре не будет основного арендатора, возникает вопрос: кто станет все это содержать? В таком случае сдавать каждое помещение по отдельности и оплачивать персонал, который обслуживает общие места, выходит дороже. Поэтому целесообразнее сдать все сразу.

— Коммерческая недвижимость сдается нередко по космическим ценам. А на чем вы основываетесь, формируя стоимость аренды для бизнеса?

— Все помещения, которые предоставляются администрацией города или ЦИТом, проходят рыночную оценку. После официального заключения устанавливается цена.

Приведу достаточно интересный пример: во время всех мероприятий, связанных с коронавирусом, некоторые коммерческие предприятия предоставляли скидку 50 процентов для арендаторов. По факту, когда стоимость квадратного метра уже 3—4 тыс. руб., получается 1,5—2 тыс. руб. И ЦИТ после рыночной оценки в тех же местах имеет как раз такую цену еще до снижения. При этом он тоже дал бизнесу и отсрочку, и скидку 50 процентов. Мы обратились ко всем, кому положены эти меры поддержки, каждого уведомили.

Халтурщики не нужны

— Как вы оцениваете состояние строительной сферы, каким образом на ней сказался кризис?

— Говорить за всю строительную отрасль города мне сложно, так как это компетенция департамента архитектуры, строительства и землепользования. Однако в городе есть застройщик — Фонд жилищного строительства, который находится под управлением департамента муниципальной собственности.

И одна из основных проблем, с которой он столкнулся, — нехватка кадров. Особенно когда рабочие из Китая, Северной Кореи уехали домой, границы закрылись. Те профессионалы, что сегодня остались, буквально нарасхват. Например, сейчас в соседнем регионе строительством занят «Газпром», и хабаровские каменщики уехали туда, потому что там платят в два раза больше. А брать халтурщиков, которые неровно укладывают кирпич, не умеют делать опалубку, плести арматуру, не получится. Есть негативный пример с домом по улице Совхозной. Там по вине генподрядчика пришлось разбирать два этажа.

— Что с себестоимостью работ?

— Расценки на различные материалы, комплектующие выросли. Где-то стало сложнее их привезти. Взять те же лифты, которые идут из Китая. Хорошо, если есть альтернатива. Ну и еще один момент — банальная безответственность людей. Такое тоже было, с этим приходилось бороться. Я практически каждую субботу с 9.00 езжу по стройкам, смотрю, как движется процесс. В целом все идет по плану. Есть два проблемных дома — на Пионерской и Совхозной, по ним еще имеется отставание, будем нагонять. Задача сделать все вовремя и даже раньше, чтобы были продажи, возможность заходить на другие стройки.

Возможности и подходы

— Какие задач ставите перед департаментом и собой лично на ближайшую перспективу?

— Есть несколько приоритетов, все они важные. Первое — клиентоориетированность. Я столкнулся с тем, что люди просто не хотят идти в некоторые структурные подразделения департамента, потому что боятся, что с ними как-то не так поговорят, неправильно отнесутся, или что они просто не достигнут результата. Подход должен поменяться. Нужно осознавать, что мы работаем для людей, для бизнеса, без них у нас ничего не будет.

Второе — это увеличение доходов бюджета, чтобы город развивался. В год мы приносим немногим меньше миллиарда рублей. Необходимо искать новые подходы, возможности заработка. Где-то надо разобраться с недоимкой, встречаться, договариваться.

— Многих волнует наружная реклама, которая, в том числе, формирует облик города.

— Это как раз еще одно важное направление. Нужно привести рекламу в должный вид, сделать так, чтобы она была интересна для города, предпринимателей. Сегодня предложение превышает спрос. В Хабаровске около 4 тысяч различных рекламных конструкций. В крупных городах их в разы меньше. Например, если взять формат 3 на 6 метров, то у нас таких щитов около полутора тысяч, а в Казани — всего 800. Пусть число конструкций сократится, но в деньгах мы не потеряем, потому что за них будут бороться.

Есть еще проблема в части нестационарной торговли. Почему-то многие предприниматели решили, что можно взять и, никого не предупреждая, увеличить свой павильон в несколько раз. Таких случаев очень много. Сейчас запущена большая сплошная проверка по всем нестационарным объектам. В городе их около 1 200. Это нелегкая, кропотливая работа, но ее нужно делать.

Поэтому целей много, а основная — не давать структуре стоять на месте, постоянно ее развивать. Собственно, такую же задачу ставлю перед самим собой.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)