Анимация – одна из самых динамично развивающихся отраслей российского искусства – Борис Машковцев
logo

Интервью

Анимация – одна из самых динамично развивающихся отраслей российского искусства – Борис Машковцев

Не так давно в Хабаровске впервые прошел Большой фестиваль мультфильмов. За три дня хабаровчанам показали около сотни короткометражных анимационных работ и два полнометражных мультфильма. Почетным гостем фестиваля стал Борис Машковцев, директор старейшей анимационной студии страны «Союзмультфильм», на мультиках которой выросло не одно поколение. «Открытый город» побеседовал с ним о перспективах развития, современных трендах и проблемах отечественной анимации.

- Борис Александрович, на что сегодня делается акцент в анимационной индустрии?

- Прежде всего, на сериальную продукцию, поскольку она наиболее востребована нашим телевидением, она хорошо собирает просмотры в интернете. Современные зрители любят сериалы, любят жить вместе с персонажами, встречаться с ними каждый день. Сериалы – это не в чистом виде кино, как высказывание авторов, а некий диалог. При этом российские аниматоры стараются завоевать свое место и на больших экранах кинотеатров. Получается не всегда, так как этот рынок насыщен западной продукцией и приходится выдерживать жесткую конкуренцию с зарубежными коллегами.

- Какие проблемы есть у этой отрасли?

- Анимация – одна из самых динамично развивающихся отраслей российского искусства. Но нужно понимать, что коммерческая анимация в России существует немногим более 10 лет. Это мало. И если бы не было помощи со стороны государства, мы бы двигались гораздо медленнее, потому что отрасль эта дорогая.

- На ваш взгляд, зачем нужны мультики?

- Мы любим мультфильмы. Это то, что начинает нас сопровождать с самого детства. Большая часть современного анимационного контента ассоциируется с контентом для детей, но если мы посмотрим внимательно на то, что происходит в мире, мы увидим, что есть анимация для подростков, есть анимация для взрослых.

- И куда же движется современная российская анимация?

- Начиная с середины 2000-х годов у нас стали появляться студии современной анимации, которые были нацелены на производство современного анимационного контента. Это сформировало новое лицо российской анимации. У нас есть студии-мейджоры, примерно с десяток. Всего же в стране порядка 50 анимационных студий. Российская анимация регулярно представлена на международных кинорынках. Отечественные фильмы участвуют в зарубежных и российских фестивалях. Лицо появилось, но эта отрасль еще очень маленькая, хотя суммарно история российской анимации насчитывает более 100 лет, это одна из старейших анимационных кинематографий в мире. Сейчас мы накачали определенную мышечную массу и услышали современного зрителя, что очень важно.

- Во всем мире крупные студии делают ставки на долгоиграющие франшизы. Как у нас с этим обстоят дела?

- В этом смысле мы ничем не отличаемся от опыта зарубежных студий, так как живем в тех же экономических реалиях и по тем же правилам игры. Бессмысленно, их игнорировать. Многие наши современные проекты, которые обрели коммерческий успех, построены именно по принципу франшизы. Это единственный способ их окупить.

- А какие-то конкретные примеры вы можете привести?

- Да, это такие известные циклы, как «Лунтик» и «Смешарики» производства Санкт-Петербурга, московские проекты «Фиксики», «Маша и медведь», «Белка и Стрелка». Есть два больших проектов для широкого проката – это франшиза про богатырей студии «Мельница» и «Снежная королева» студии «Визард».

- А за рубежом наши мультфильмы выходят?

- Конечно. Российская анимация - это хороший способ коммуникации и это хороший экспортный продукт. Анимация легче приживается за рубежом, чем российское игровое кино, потому что мир анимации всегда фантастичен, он оторван от прямых аналогий с реальностью, а дети - более открытая аудитория, чем взрослые. Они легче впитывают какие-то кросскультурные вещи, а мы учимся делать кино, которое будет универсальным, и которое можно будет показывать не только в России, но и за рубежом.

- У студии «Союзмультфильм» большое наследие. Эти мультфильмы не раз признавались специалистами лучшими в мире. Нынешняя продукция студии соответствует этим высоким стандартам?

- На протяжении четверти века российская анимация развивалась только в ключе авторского кино и с очень ограниченным финансовым ресурсом. Из-за этого мы в каких-то вещах отстали от мирового рынка, от мировых трендов, утратили чувство актуальности. Это не значит, что у нас ничего не получается. Напротив, наши мультфильмы регулярно получают призы международных фестивалей.

- Какие новые серийные проекты готовит студия «Союзмультфильм» для зрителей?

- Сейчас студия параллельно развивает 6 сериальных проектов. Это новый «Простоквашино», «Оранжевая корова», «Зебра в клеточку», «Пиратская школа» и другие.

М.М.

Фото Михаила Малышева.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)