Будущее за электротранспортом
logo

Интервью

Будущее за электротранспортом

Ирина АНДРЕЕНКО, фото автора

Как ударили санкции по хабаровскому трамваю, кому страшен контролер и почему троллейбус лучше автобуса?

Об этом и не только мы поговорили с директором МУП «Городской электротранспорт» Виктором Брайковым.

― ГЭТ последнее время становится ньюсмейкером, снова подкинуло инфоповод ― сокращаете кондукторов.

― Да, с 1 ноября нам придется сократить часть кондукторов, работающих на троллейбусах и автобусах. Оплату там будут принимать водители. Мера вынужденная из-за тяжелого экономического положения. Сотрудники получили уведомления о сокращении, кто-то из них перешел на трамвайные маршруты кондукторами, кто-то переводится в другую службу, например контрольно-ревизорскую, с некоторыми придется расстаться.

― Отказ от кондукторов ― это современная тенденция?

― На самом деле не везде это дает желаемый эффект. Например, мы были в Минске, там пассажирам даже в голову не приходит бесплатно ехать. Потому что у них там работают контролеры: отказался оплатить ― никто не будет с тобой препираться, сфотографируют и пойдут дальше. Но через пару дней получишь по почте штраф за бесплатный проезд и судебные издержки. А в Могилеве, скажем, от кондукторов отказались, но потом вернули обратно. У нас есть водители, которые готовы работать и принимать плату за проезд, а часть отказывается наотрез. Не могут переключиться, боятся с деньгами связываться. Может, кто и уволится из-за этих новшеств.

― Часть кондукторов станет контролерами. Но куда нам столько контролеров, разве у них появилось право штрафовать «зайцев»?

― Пока еще нет. Штрафовать имеют право органы, которые наделены государством этими полномочиями. Только суды могут накладывать штраф. К тому же в городе нет правила перевозки пассажиров, мы пытаемся их сейчас утвердить.

― Так кого они будут контролировать?

― Проверять работу кондукторов и водителей.

Пусть меня научат

― Какое экономическое состояние предприятия?

― Тяжелое. Это который год, но каждый раз разные причины. В 2020-м подкосил коронавирус, в апреле мы недовезли почти 20 млн. Потом летом традиционно провал. Если бы не безвозвратный кредит Сбербанка 110 млн и муниципальный контракт 270 млн руб., мы не выстояли бы. Сейчас снова проблемы. Мы вошли в федеральную программу по производительности труда с одной только целью ― выбраться из кризиса. Мы первое муниципальное предприятие в городе, которое вступило в данную программу. Эксперты, тренинги — все это поможет просчитать, где реально экономить, почему уходят резервы и деньги. Собрал руководителей отделов 16 человек, учимся с ними вместе. Будем работать по-современному.

― Со сталинских рельсов (на предприятии нашли старинный рельс) на современные хотите перейти.

― Да, очень рассчитываю, что программа перевернет сознание работников, и они сами будут рачительно относиться к ресурсам и других наставят.

Санкции ударили по вам? Коммерсанты стонали, что подорожало все. Как справляется электротранспорт?

― Металл почти в три раза подорожал, все запчасти тоже. В феврале колесо на автобус 17 900 стоило, а в мае — 38 тысяч.

― Что сегодня в собственности предприятия осталось?

― Трамваев 4 штуки в собственности, 21 троллейбус, один наш купленный новый и 20 москвичей. 23 газовых автобуса, пять ДЭУ, три НефАЗа, но живой один.

― Кстати, почему на единичке как-то попался автобус не ГЭТа? Неужели отдали маршрут!

― Мы проводим эксперимент. Хочу выяснить, сколько дохода дает этот маршрут. Заключил договор три месяца с коммерческим перевозчиком Трофименко. Он взял два автобуса, водители его, газом заправляем, он ремонтирует их. Посмотрю, сколько привезут они, и сравним. Сделаем анализ, посчитаем.

― А сколько на единице всего машин?

― Всего 18: по девять в каждую сторону.

С корабля современности

― Часто жалуются хабаровчане на внешний вид трамваев на пятом маршруте. Ну реально: можно что-то с ними сделать?

― Собрать и выбросить. Больше им ничего не поможет. Вагоны марки КТМ уже устарели морально. Подкрашиваем их, но лучше они от этого не становятся. Их надо менять. Зимой сейчас пойдут жалобы, что в них невозможно сидеть на сиденьях ― горячо. А выключишь печь ― холодно.

WhatsApp Image 2022-10-27 at 11.15.24.jpeg

― Выбрасывать ― очень радикально. Те же РВЗ такие милые. Не рассматривали другие варианты?

― Вагоны РВЗ сняты с производства в 1985 году. Когда последний выпуск выходил, мы там были и взяли запчасти. Смогли какое-то время продержаться. РВЗ сохранились, потому что им завод КНААПО делал капитально-восстановительный ремонт. Они крепкие, кузова обшиты алюминием. У них один большой недостаток ― они энергоемкие.

У нас есть один вагон, он вообще последний в России. Горел, теперь восстанавливаем. Окрасочку ему сделали боевую. Это будет наша фишка. Он на ходу, сможем сделать ретровагон. Как вариант, кафе на колесах. Меня обычно сразу спрашивают: как же кафе, а где санузел? К нему в сцепке можно присоединить второй для этих целей.

― Сколько всего требует обновления?

― В парке надо убирать вагоны марки РВЗ, КТМ и ЛМ. Тогда останутся 16 усть-катавских, рыжих трамваев. Они энергосберегающие, теплые, комфортные. Но нужны пути, чтобы вагоны не портились. И это проблема. Необходимо менять 6 км полотна на улице Шеронова. Это самый тяжелый уклон в стране. К тому же совмещенка, и махина в 15 т не всегда может затормозить. В этом году вагон три авто собрал.

Понемногу меняем. Сделали переезд на Сплаве, там угроза была. Нужен ремонт от Прогрессивной до Химфарма. Но все это очень дорого.

― Сколько получает вагоновожатый?

― До 55 тыс. руб. подняли за норму времени, кто в выходные идет, и 70, и 80 могут получать. Но без выходных долго не выдержишь.

― Какие перспективы у хабаровского электротранспорта?

― У пассажирского только у электрического и есть перспективы ― автобусников задавят цены. У нас три троллейбуса с автономным ходом берет край, шесть город. Мы сможем развернуться, пустить их в новые микрорайоны, где-то заменить автобусы. За такими троллейбусами будущее транспорта!

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)