Сергей Кравчук: «Информированность — инструмент нашей работы»
logo

Интервью

Сергей Кравчук: «Информированность — инструмент нашей работы»

В редакции газеты "Хабаровские вести" состоялась встреча с мэром Хабаровска Сергеем Кравчуком. Он ответил на вопросы читателей, которые они в течение двух недель присылали в редакцию. Предлагаем вам диалог, сформированный на основе писем и телефонных звонков горожан.

— Сергей Анатольевич, прежде вы занимали должность вице-мэра и отвечали на инвестиции, экономику, бюджет. Теперь как мэр отвечаете за все, в том числе за лужи, за мусор, за погоду… Как удается справляться?

— Я знал, на что шел. Не стану лукавить, бывает сложно. Много мероприятий, кабинетные совещания, работа с документами, встречи. Но если не готов брать на себя ответственность, если на вопросы отвечаешь «не знаю, не умею, не моя компетенция», не баллотируйся в мэры.

— Ко Дню города запланировали множество мероприятий. Все ли удалось?

— Все. Как обычно, нам повезло с погодой, хотя синоптики обещали дожди. Но небеса на благие намерения взирают благосклонно, так что не пришлось отменять выставки, ярмарки, концерты. Праздник получился замечательным.

Подрядчики бывают разные

— Расскажите о планах на год по строительству дорог и транспортных развязок. Что удастся сделать на улице Тихоокеанской?

— Планы солидные. В рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» нам предстоит отремонтировать 34 участка улично-дорожной сети. В ближайшие месяцы завершим работы на улице Краснореченской от Богачева до Прогрессивной, на улице Запарина от Советской до Брестской, закончим Выборгскую, приступим к Тихоокеанской. На первом этапе проведем земляные работы и переустройство инженерных коммуникаций на участке от Шелеста до Трехгорной.


— Когда поедем по обновленной Выборгской? — интересуется жительница улицы Мария Валюшина.

— Все работы планируем завершить в конце октября, прошу отнестись с пониманием.

— Подрядчики у нас надежные?

— Подрядчики не только муниципальные. На дорогах работает много представителей малого и среднего бизнеса, мы обязаны предоставлять им право участия в конкурсе. Оценить их мастерство и добросовестность мы можем только на этапе строительства, а порой лишь по факту завершения работ.

Не только квадратики

— А если они халтурщики? И получится, что полотно придется ремонтировать через год.

— Сегодня существует независимый контроль качества построенных дорог, и мы закрываем подряд и производим оплату только после заключения экспертизы.

— Как проверяют качество? Вырезают из полотна квадратики?

— Не только это. Комиссия по ходу строительства оценивает качество подушки, состав фракций, технологию укладки плитки и так далее. Некачественно работать себе дороже. Вы же помните прошлогодний инцидент, когда подрядчику пришлось  переделывать работу? Он хотел сэкономить, и на улицах Майской, Ильича и Архиповская падь уложили некачественный асфальт. Экспертиза работу забраковала. Как ни упирался подрядчик, пришлось ему за свой счет снимать слой асфальта и укладывать новый. Попытка сжульничать обошлась ему в 13 млн руб.

— Теперь он исправился?

— Мы с ним больше дела не имеем. К слову, контролируют работы и на внутридворовых территориях. Там к независимым экспертам и муниципальным комиссиям подключается еще и общественность.


Система не справляется

 — Появятся ли в городе новые дорожные развязки? Это интересует всех автомобилистов без исключения.

— Сегодня уже разработана предпроектная документация транспортной развязки в районе улицы Большой — Воронежского шоссе. Ориентировочные сроки строительства —  2021—2023 годы. На очереди ремонт путепровода улицы Ленинградской — Восточного шоссе, на днях приступили к комплексному обследованию его технического состояния.

— Помнится, планировали построить подземный переход на перекрестке улиц Карла Маркса и Дикопольцева...

— Проектные работы по этому объекту выполнены еще в 2015 году, цена по тому времени составила более 274 млн руб. Пока этот переход по экономическим причинам исключен из перечня адресных инвестиционных проектов администрации города.

— Алексей Свиридов жалуется на работу ливневой канализации. «В сильные дожди кажется, что в Хабаровске вовсе нет ливневки», — говорит он.

— Ключевое слово здесь «сильные». У нас более 90 тысяч метров ливневой канализации, но она рассчитана на среднюю интенсивность осадков. Если выпадает, например, трехмесячная норма, ливневая система не справляется. Тогда и происходит скопление воды на дорогах.

— Но на улицах Пионерской, Шевчука, Оборонной и других в том районе прямо беда.

— Да, там особая ситуация. Ливневка, которую строил «Дальспецстрой» — сегодня это ГВСУ № 6 — до сих пор не введена в эксплуатацию. Вода со всех окрестных улиц стекает на Пионерскую в коллектор, который уходит в район арены «Ерофей». Там стоит насосная станция, призванная откачивать воду, очищать ее и отправлять в Амур. Станция эта до сих пор бездействует. Мы надеемся на завершении работ. Есть структуры, которые помогут военным строителям принять правильное решение.


Пассажирам нравится

— Муниципальный транспорт является убыточным. Следует ли ожидать очередного увеличения стоимости  проезда? Об этом беспокоится общественность в лице Ангелины Арсеевой.

— Цены на билеты устанавливает комитет по ценам и тарифам Хабаровского края раз в год. Частники могут поднимать стоимость, но в основном они ориентируются на муниципалов.

— Водитель Андрей Шишкин спрашивает,  достаточно ли у нас газозаправочных станций. Он хочет перевести свое авто на газ, отсюда и интерес.

— В городе на газомоторном топливе работает 72 автобуса. Они заправляются на передвижной станции, как и частники, так что сложностей нет. Этим летом сдадим первую стационарную газозаправочную станцию на улице Карла Маркса, вторая — на улице Панфиловцев — в плане. Наша задача — постепенно перевести на газ весь пассажирский транспорт. Это вопрос экологии и экономики.

— Как ведет себя электробус?

— Пассажирам нравится. Чистый, бесшумный. Что касается рентабельности, ее будем считать после месяца работы. Стоит эта машина около 20 млн руб., что вдвое дороже, чем автобус, но будущее именно за электробусом.


Почему отодвигаются сроки

— Трамвай — заложник ситуации на центральных перекрестках. Из-за автомобилей в час пик затор на рельсах. Необходима разметка, которая прекратит это безобразие. Это возмущение от Петра Рубцова.

— Известно, что если автомобилю мигает зеленый свет, а на перекрестке затор, двигаться нельзя. Это нарушение ПДД. Но водители спешат, перекрывают путь, пытаются объехать и так далее. Хромает у нас культура вождения. Чем тут помочь? Возможно, иногда следует привлекать на перекрестки сотрудников ГИБДД.

— Автомобилист Сергей Буряков интересуется общей суммой транспортного налога хабаровчан и на что тратятся эти деньги.

— В нынешнем году запланировано собрать более 902 млн руб. Однако в бюджет Хабаровска попадет всего 10 процентов, то есть чуть более 90 млн руб. Все они идут в муниципальный дорожный фонд. Сумма ничтожная, этих денег не хватит даже на ямочный ремонт нескольких улиц.

— Известно, что Хабаровский край удерживает лидирующие позиции по величине государственного долга и дефицита бюджета. Не бьет ли это рикошетом по нашему городу?

— Безусловно, это сказывается на благополучии хабаровчан. Иногда мы вынуждены отодвигать по срокам объекты, которые строятся в рамках консолидированного бюджета. Правительство края не может финансировать свою долю, и это тормозит дело. Например, пришлось разбить на два этапа расширение дороги в ТОСЭР «Авангард».


Участвуйте в аукционе

— Как в Хабаровске реализуется программа переселения из ветхих домов? Планируется ли снести бараки на проспекте 60-летия Октября? Мы уже отчаялись, — спрашивает Валентина Аристова.

— Городская программа развития застроенных территорий действует. Но в ней речь идет только о территориях, попадающих в зону застройки жилих домов. Это переулок Батарейный, улицы Тургенева и Кавказская, городские пруды, Гупровский городок и другие.

— Вы не назвали адрес Валентины Аристовой.

— Потому что он проходит по другой, краевой адресной программе по переселению граждан из жилищного фонда, признанного аварийным до января 2017 года. В Хабаровске под эту категорию попадает 81 дом. Расселение планируется в 2019—2025 годах, первыми квартиры получат жители Железнодорожного и Кировского районов.

— Это будет новое жилье или вторичное?

— Разное. Кстати, администрация города приглашает владельцев благоустроенных квартир, желающих их продать, поучаствовать в аукционе. Цена квадратного метра зафиксирована краевой программой.


Навестим все школы

— Сколько дворов будет отремонтировано в этом году по приоритетной программе «Комфортная среда»? Об этом спрашивает Фаина Георгиева и признается, что совет их дома давно хочет поучаствовать, но все никак не соберется.

— Адресный перечень дворов, которые будут благоустроены в этом году, определен в марте. Их 24, количество обусловлено рамками средств, запланированных на эти цели в городском бюджете. Так что рассчитывать можно только на следующий год, желающих много.

— А скверы, парки, новые зеленые уголки в городе появятся?

— До октября запланировано благоустроить еще пять скверов — три в Железнодорожном и по одному в Краснофлотском и Центральном районах.

— Строятся новые школы, ремонтируются старые. А есть такие, до которых руки не доходят, например, № 58. Почему бы мэру не приехать туда на выпускной? Или на 1 сентября? И вообще нужно ездить на праздники не в центральные красавицы-школы, а на переферию, где тоже учатся дети нашего города. Такой вопрос-предложение поступил от Юлии Кротовой.

— В Хабаровске 71 школа. К сожалению, я не смогу присутствовать на праздниках в каждой, но в этом году замы были в 15 школах.

— То замы, а то мэр!

— Ну что ж, идея навещать не только красавицы-школы мне нравится. Подумаю об этом. Что касается 58-й, с  2016 по 2019 год туда на текущий ремонт направлено более 3 млн руб. На эти средства отремонтированы окна цокольного этажа, отмостки, крыльцо, кровля, пол в спортзале и на первом этаже, установлены противопожарные двери.

Все площади — детям

— Галина Невских интересуется, будут ли хабаровские учителя получать квартиры?

— Да, безусловно, мы эту практику продолжим.

—Татьяна Савушкина спрашивает, под какие именно объекты социального назначения будут переданы муниципальные пустующие площади? Она прочитала об этом в сообщении мэрии, где называлась цифра — 23 тысяч кв. м. Татьяна педагог дополнительного образования, поэтому ей важен ваш ответ.

— Именно об учреждениях дополнительного образования, а также о подростковых клубах и  частных детских садах речь и идет. Только сначала помещения эти нужно отремонтировать.

— Проблему с детскими садами решили, а кадров нет. Группы переполнены, воспитатели часто работают в две смены. Это сообщает Анна Ванкевич.

— У меня нет такой информации. Хотелось бы знать номер детского сада, нужно разбираться.

— Думаю, Анна прочитает это интервью и перезвонит.


Официальная статистика

— Семен Тарасович Шакуров спрашивает, есть ли надежда, что в Краснофлотском районе будет открыта еще одна поликлиника? Записаться на прием к врачу решительно невозможно.

— Действительно, вопрос острый, район интенсивно развивается, в нем уже более 75 тысяч человек. Сегодня руководством медицинской организации подготовлено медико-техническое задание на реконструкцию поликлинического корпуса городской больницы № 10. Планируется строительство пристройки. Сейчас документация находится на рассмотрении в краевом правительстве.

— Алене Гайдовской, как она сама сказала, «пятьдесят с хвостиком». Алена осталась без работы. Что делается в городе в плане предоставления работы людям предпенсионного возраста?

— Надо знать, чем человек занимался, какая у него профессия. Но должен сказать, что сегодня в центре занятости на одного соискателя шесть вакансий. Уровень безработицы в Хабаровске 0,03 процента.

— Это достоверная цифра?

— Это официальная статистика Крайстата и центра занятости.

— Константин Заев прислал такой вопрос: «Почти три года назад обещали построить на Уссурийском бульваре игровую площадку для инвалидов, кто-то даже получил под это солидный грант. Площадки до сих пор нет».

— Мы действительно пытались построить площадку там, но столкнулись с серьезной проблемой по выделению участка. Подходящий нашелся в Северном. На 300 тысяч грантовых рублей площадка построена, оборудована, и буквально на днях мы ее откроем.


Школьники тоже спрашивают

— Вопрос, который нам задавали неоднократно, сейчас он поступил от Бориса Комкова. Что планируется делать с башней на перекрестке улиц Карла Маркса и Синельникова, которая давно плачет о реконструкции?

— Эта башня, к сожалению, принадлежит частному лицу. Мы можем только разговаривать с собственником, предлагать ему что-то. Не более того.

— Нам позвонила школьница Ира Королько и велела спросить мэра, будут ли в нашем городе строиться бассейны.

— Почему «будут»? Процесс идет. Сегодня мы реанимируем бассейны, которые в свое время позакрывались в школах. Недавно железнодорожники сдали объект на Втором Хабаровске. В том же районе частный инвестор собирается строить 50-метровый бассейн. Уверен, что мы войдем в федеральную программу, и после 2021 года появится еще один в районе переулка Черепичного. Сейчас ищем площадку для очередного бассейна, который собрался строить еще один инвестор. Так что в этом вопросе перспективы хорошие.

Выбирайте кирпичи

— Понимаю, что вы ответите, но я обещала Евгении Ивановне Верхохвостовой передать вам ее жалобу. «Вокруг нашего дома № 30 по улице Даниловского засилье машин, они припаркованы везде, где можно и где нельзя. Мы, пожилые люди, не можем даже подойти к лавочке, чтобы посидеть на ней».

— В чем вопрос? Мэр должен приехать и поговорить с соседями, чтобы они уважительно относились друг к другу? Что ж, я готов поучаствовать в собрании собственников МКД, но вообще-то этим должен заниматься совет дома. Почему он бездействует?

— Завод строительной керамики выпускает новые кирпичи. А можно ли мне, частнику, их приобрести? — спрашивает Геннадий Нельзин.

— Даже нужно! Приезжайте, покупайте. Вы можете собственными руками отобрать кирпич того качества, которое вам необходимо. Можно заказать партию определенного образца, вам их изготовят и доставят.

— Как в городе решается проблема бродячих животных? — озабоченно спрашивает мама младшего школьника Наталья Матвеева. — Весной появились милые щенята, к лету это уже опасные взрослые собаки.

— Сегодня мы отлавливаем животных, лечим, ставим прививки и выпускаем на волю. Это вся борьба. На законодательном уровне вопрос до сих пор не решен.


Будем расставаться

— Каких полномочий не хватает местному самоуправлению?

— Муниципалитет обделен во многом, а ведь это тот институт, с которого начинается жизнь территории. Если все острые вопросы урегулировать на местном уровне, не будет жалоб ни в краевое правительство, ни в администрацию президента. У нас нет полномочий, чтобы решить проблему тех же безнадзорных животных, вопросы общественного порядка, ограничение движения большегрузных машин. В сфере строительства муниципалитет исключен из процедур проектирования и даже приемки объектов. Вот и имеем то, что имеем: микрорайон есть, а в нем отсутствует ливневая канализация, нет нормальных проездов, должного благоустройства, дома с недоделками.

— А вопросы жители задают мэрии?

— Ну конечно. У нас нет достаточных средств, чтобы снять многие проблемы. Если в муниципальном бюджете оставлять не 9,5 процента от собранных в городе налогов, а хотя бы 20, разговор был бы другим.

— Сергей Анатольевич, последний и очень важный вопрос. Вы выступаете на всех возможных площадках, не прячетесь от людей, не делаете секретом номер личного телефона и призываете к такой же открытости своих подчиненных. Но к некоторым из них невозможно пробиться, они часто отмахиваются от вопросов, отказываются от комментариев, требуют писать запросы.

— С такими сотрудниками надо расставаться. Наш основной инструмент в работе с горожанами — информированность. Чиновник ничего не производит, он получает зарплату с налогов, которые платят жители города. Его обязанность — отчитаться за свою работу перед налогоплательщиками. Повторяю: обязанность, а не добрая воля. Если боишься, не умеешь, если тебе нечего сказать — ищи другую работу. Так и напишите: мэр сказал, что с теми, кто уходит от ответов, будем расставаться.


Кстати

За время разговора Сергей Кравчук ответил на 30 вопросов читателей. Еще два взял в работу: от Е.В Хохоевой (ул Оборонная, 14) и Г.А. Молодцовой (ул. Калинина, 76).

В 2019—2025 годах в рамках адресной программы Хабаровского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда будут расселены 1 170 хабаровских семей.

Подготовила Елена ТИХОНОВА

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)