Интервью
В редакции газеты "Хабаровские вести" состоялась встреча с мэром Хабаровска Сергеем Кравчуком. Он ответил на вопросы читателей, которые они в течение двух недель присылали в редакцию. Предлагаем вам диалог, сформированный на основе писем и телефонных звонков горожан.
— Сергей Анатольевич, прежде вы занимали должность вице-мэра и отвечали на инвестиции, экономику, бюджет. Теперь как мэр отвечаете за все, в том числе за лужи, за мусор, за погоду… Как удается справляться?
— Я знал, на что шел. Не стану лукавить, бывает сложно. Много мероприятий, кабинетные совещания, работа с документами, встречи. Но если не готов брать на себя ответственность, если на вопросы отвечаешь «не знаю, не умею, не моя компетенция», не баллотируйся в мэры.
— Ко Дню города запланировали множество мероприятий. Все ли удалось?
— Все. Как обычно, нам повезло с погодой, хотя синоптики обещали дожди. Но небеса на благие намерения взирают благосклонно, так что не пришлось отменять выставки, ярмарки, концерты. Праздник получился замечательным.
— Расскажите о планах на год по строительству дорог и транспортных развязок. Что удастся сделать на улице Тихоокеанской?
— Планы солидные. В рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» нам предстоит отремонтировать 34 участка улично-дорожной сети. В ближайшие месяцы завершим работы на улице Краснореченской от Богачева до Прогрессивной, на улице Запарина от Советской до Брестской, закончим Выборгскую, приступим к Тихоокеанской. На первом этапе проведем земляные работы и переустройство инженерных коммуникаций на участке от Шелеста до Трехгорной.
— Когда поедем по обновленной Выборгской? — интересуется жительница улицы Мария Валюшина.
— Все работы планируем завершить в конце октября, прошу отнестись с пониманием.
— Подрядчики у нас надежные?
— Подрядчики не только муниципальные. На дорогах работает много представителей малого и среднего бизнеса, мы обязаны предоставлять им право участия в конкурсе. Оценить их мастерство и добросовестность мы можем только на этапе строительства, а порой лишь по факту завершения работ.
— А если они халтурщики? И получится, что полотно придется ремонтировать через год.
— Сегодня существует независимый контроль качества построенных дорог, и мы закрываем подряд и производим оплату только после заключения экспертизы.
— Как проверяют качество? Вырезают из полотна квадратики?
— Не только это. Комиссия по ходу строительства оценивает качество подушки, состав фракций, технологию укладки плитки и так далее. Некачественно работать себе дороже. Вы же помните прошлогодний инцидент, когда подрядчику пришлось переделывать работу? Он хотел сэкономить, и на улицах Майской, Ильича и Архиповская падь уложили некачественный асфальт. Экспертиза работу забраковала. Как ни упирался подрядчик, пришлось ему за свой счет снимать слой асфальта и укладывать новый. Попытка сжульничать обошлась ему в 13 млн руб.
— Теперь он исправился?
— Мы с ним больше дела не имеем. К слову, контролируют работы и на внутридворовых территориях. Там к независимым экспертам и муниципальным комиссиям подключается еще и общественность.
— Появятся ли в городе новые дорожные развязки? Это интересует всех автомобилистов без исключения.
— Сегодня уже разработана предпроектная документация транспортной развязки в районе улицы Большой — Воронежского шоссе. Ориентировочные сроки строительства — 2021—2023 годы. На очереди ремонт путепровода улицы Ленинградской — Восточного шоссе, на днях приступили к комплексному обследованию его технического состояния.
— Помнится, планировали построить подземный переход на перекрестке улиц Карла Маркса и Дикопольцева...
— Проектные работы по этому объекту выполнены еще в 2015 году, цена по тому времени составила более 274 млн руб. Пока этот переход по экономическим причинам исключен из перечня адресных инвестиционных проектов администрации города.
— Алексей Свиридов жалуется на работу ливневой канализации. «В сильные дожди кажется, что в Хабаровске вовсе нет ливневки», — говорит он.
— Ключевое слово здесь «сильные». У нас более 90 тысяч метров ливневой канализации, но она рассчитана на среднюю интенсивность осадков. Если выпадает, например, трехмесячная норма, ливневая система не справляется. Тогда и происходит скопление воды на дорогах.
— Но на улицах Пионерской, Шевчука, Оборонной и других в том районе прямо беда.
— Да, там особая ситуация. Ливневка, которую строил «Дальспецстрой» — сегодня это ГВСУ № 6 — до сих пор не введена в эксплуатацию. Вода со всех окрестных улиц стекает на Пионерскую в коллектор, который уходит в район арены «Ерофей». Там стоит насосная станция, призванная откачивать воду, очищать ее и отправлять в Амур. Станция эта до сих пор бездействует. Мы надеемся на завершении работ. Есть структуры, которые помогут военным строителям принять правильное решение.
— Муниципальный транспорт является убыточным. Следует ли ожидать очередного увеличения стоимости проезда? Об этом беспокоится общественность в лице Ангелины Арсеевой.
— Цены на билеты устанавливает комитет по ценам и тарифам Хабаровского края раз в год. Частники могут поднимать стоимость, но в основном они ориентируются на муниципалов.
— Водитель Андрей Шишкин спрашивает, достаточно ли у нас газозаправочных станций. Он хочет перевести свое авто на газ, отсюда и интерес.
— В городе на газомоторном топливе работает 72 автобуса. Они заправляются на передвижной станции, как и частники, так что сложностей нет. Этим летом сдадим первую стационарную газозаправочную станцию на улице Карла Маркса, вторая — на улице Панфиловцев — в плане. Наша задача — постепенно перевести на газ весь пассажирский транспорт. Это вопрос экологии и экономики.
— Как ведет себя электробус?
— Пассажирам нравится. Чистый, бесшумный. Что касается рентабельности, ее будем считать после месяца работы. Стоит эта машина около 20 млн руб., что вдвое дороже, чем автобус, но будущее именно за электробусом.
— Трамвай — заложник ситуации на центральных перекрестках. Из-за автомобилей в час пик затор на рельсах. Необходима разметка, которая прекратит это безобразие. Это возмущение от Петра Рубцова.
— Известно, что если автомобилю мигает зеленый свет, а на перекрестке затор, двигаться нельзя. Это нарушение ПДД. Но водители спешат, перекрывают путь, пытаются объехать и так далее. Хромает у нас культура вождения. Чем тут помочь? Возможно, иногда следует привлекать на перекрестки сотрудников ГИБДД.
— Автомобилист Сергей Буряков интересуется общей суммой транспортного налога хабаровчан и на что тратятся эти деньги.
— В нынешнем году запланировано собрать более 902 млн руб. Однако в бюджет Хабаровска попадет всего 10 процентов, то есть чуть более 90 млн руб. Все они идут в муниципальный дорожный фонд. Сумма ничтожная, этих денег не хватит даже на ямочный ремонт нескольких улиц.
— Известно, что Хабаровский край удерживает лидирующие позиции по величине государственного долга и дефицита бюджета. Не бьет ли это рикошетом по нашему городу?
— Безусловно, это сказывается на благополучии хабаровчан. Иногда мы вынуждены отодвигать по срокам объекты, которые строятся в рамках консолидированного бюджета. Правительство края не может финансировать свою долю, и это тормозит дело. Например, пришлось разбить на два этапа расширение дороги в ТОСЭР «Авангард».
— Как в Хабаровске реализуется программа переселения из ветхих домов? Планируется ли снести бараки на проспекте 60-летия Октября? Мы уже отчаялись, — спрашивает Валентина Аристова.
— Городская программа развития застроенных территорий действует. Но в ней речь идет только о территориях, попадающих в зону застройки жилих домов. Это переулок Батарейный, улицы Тургенева и Кавказская, городские пруды, Гупровский городок и другие.
— Вы не назвали адрес Валентины Аристовой.
— Потому что он проходит по другой, краевой адресной программе по переселению граждан из жилищного фонда, признанного аварийным до января 2017 года. В Хабаровске под эту категорию попадает 81 дом. Расселение планируется в 2019—2025 годах, первыми квартиры получат жители Железнодорожного и Кировского районов.
— Это будет новое жилье или вторичное?
— Разное. Кстати, администрация города приглашает владельцев благоустроенных квартир, желающих их продать, поучаствовать в аукционе. Цена квадратного метра зафиксирована краевой программой.
— Сколько дворов будет отремонтировано в этом году по приоритетной программе «Комфортная среда»? Об этом спрашивает Фаина Георгиева и признается, что совет их дома давно хочет поучаствовать, но все никак не соберется.
— Адресный перечень дворов, которые будут благоустроены в этом году, определен в марте. Их 24, количество обусловлено рамками средств, запланированных на эти цели в городском бюджете. Так что рассчитывать можно только на следующий год, желающих много.
— А скверы, парки, новые зеленые уголки в городе появятся?
— До октября запланировано благоустроить еще пять скверов — три в Железнодорожном и по одному в Краснофлотском и Центральном районах.
— Строятся новые школы, ремонтируются старые. А есть такие, до которых руки не доходят, например, № 58. Почему бы мэру не приехать туда на выпускной? Или на 1 сентября? И вообще нужно ездить на праздники не в центральные красавицы-школы, а на переферию, где тоже учатся дети нашего города. Такой вопрос-предложение поступил от Юлии Кротовой.
— В Хабаровске 71 школа. К сожалению, я не смогу присутствовать на праздниках в каждой, но в этом году замы были в 15 школах.
— То замы, а то мэр!
— Ну что ж, идея навещать не только красавицы-школы мне нравится. Подумаю об этом. Что касается 58-й, с 2016 по 2019 год туда на текущий ремонт направлено более 3 млн руб. На эти средства отремонтированы окна цокольного этажа, отмостки, крыльцо, кровля, пол в спортзале и на первом этаже, установлены противопожарные двери.
— Галина Невских интересуется, будут ли хабаровские учителя получать квартиры?
— Да, безусловно, мы эту практику продолжим.
—Татьяна Савушкина спрашивает, под какие именно объекты социального назначения будут переданы муниципальные пустующие площади? Она прочитала об этом в сообщении мэрии, где называлась цифра — 23 тысяч кв. м. Татьяна педагог дополнительного образования, поэтому ей важен ваш ответ.
— Именно об учреждениях дополнительного образования, а также о подростковых клубах и частных детских садах речь и идет. Только сначала помещения эти нужно отремонтировать.
— Проблему с детскими садами решили, а кадров нет. Группы переполнены, воспитатели часто работают в две смены. Это сообщает Анна Ванкевич.
— У меня нет такой информации. Хотелось бы знать номер детского сада, нужно разбираться.
— Думаю, Анна прочитает это интервью и перезвонит.
— Семен Тарасович Шакуров спрашивает, есть ли надежда, что в Краснофлотском районе будет открыта еще одна поликлиника? Записаться на прием к врачу решительно невозможно.
— Действительно, вопрос острый, район интенсивно развивается, в нем уже более 75 тысяч человек. Сегодня руководством медицинской организации подготовлено медико-техническое задание на реконструкцию поликлинического корпуса городской больницы № 10. Планируется строительство пристройки. Сейчас документация находится на рассмотрении в краевом правительстве.
— Алене Гайдовской, как она сама сказала, «пятьдесят с хвостиком». Алена осталась без работы. Что делается в городе в плане предоставления работы людям предпенсионного возраста?
— Надо знать, чем человек занимался, какая у него профессия. Но должен сказать, что сегодня в центре занятости на одного соискателя шесть вакансий. Уровень безработицы в Хабаровске 0,03 процента.
— Это достоверная цифра?
— Это официальная статистика Крайстата и центра занятости.
— Константин Заев прислал такой вопрос: «Почти три года назад обещали построить на Уссурийском бульваре игровую площадку для инвалидов, кто-то даже получил под это солидный грант. Площадки до сих пор нет».
— Мы действительно пытались построить площадку там, но столкнулись с серьезной проблемой по выделению участка. Подходящий нашелся в Северном. На 300 тысяч грантовых рублей площадка построена, оборудована, и буквально на днях мы ее откроем.
— Вопрос, который нам задавали неоднократно, сейчас он поступил от Бориса Комкова. Что планируется делать с башней на перекрестке улиц Карла Маркса и Синельникова, которая давно плачет о реконструкции?
— Эта башня, к сожалению, принадлежит частному лицу. Мы можем только разговаривать с собственником, предлагать ему что-то. Не более того.
— Нам позвонила школьница Ира Королько и велела спросить мэра, будут ли в нашем городе строиться бассейны.
— Почему «будут»? Процесс идет. Сегодня мы реанимируем бассейны, которые в свое время позакрывались в школах. Недавно железнодорожники сдали объект на Втором Хабаровске. В том же районе частный инвестор собирается строить 50-метровый бассейн. Уверен, что мы войдем в федеральную программу, и после 2021 года появится еще один в районе переулка Черепичного. Сейчас ищем площадку для очередного бассейна, который собрался строить еще один инвестор. Так что в этом вопросе перспективы хорошие.
— Понимаю, что вы ответите, но я обещала Евгении Ивановне Верхохвостовой передать вам ее жалобу. «Вокруг нашего дома № 30 по улице Даниловского засилье машин, они припаркованы везде, где можно и где нельзя. Мы, пожилые люди, не можем даже подойти к лавочке, чтобы посидеть на ней».
— В чем вопрос? Мэр должен приехать и поговорить с соседями, чтобы они уважительно относились друг к другу? Что ж, я готов поучаствовать в собрании собственников МКД, но вообще-то этим должен заниматься совет дома. Почему он бездействует?
— Завод строительной керамики выпускает новые кирпичи. А можно ли мне, частнику, их приобрести? — спрашивает Геннадий Нельзин.
— Даже нужно! Приезжайте, покупайте. Вы можете собственными руками отобрать кирпич того качества, которое вам необходимо. Можно заказать партию определенного образца, вам их изготовят и доставят.
— Как в городе решается проблема бродячих животных? — озабоченно спрашивает мама младшего школьника Наталья Матвеева. — Весной появились милые щенята, к лету это уже опасные взрослые собаки.
— Сегодня мы отлавливаем животных, лечим, ставим прививки и выпускаем на волю. Это вся борьба. На законодательном уровне вопрос до сих пор не решен.
— Каких полномочий не хватает местному самоуправлению?
— Муниципалитет обделен во многом, а ведь это тот институт, с которого начинается жизнь территории. Если все острые вопросы урегулировать на местном уровне, не будет жалоб ни в краевое правительство, ни в администрацию президента. У нас нет полномочий, чтобы решить проблему тех же безнадзорных животных, вопросы общественного порядка, ограничение движения большегрузных машин. В сфере строительства муниципалитет исключен из процедур проектирования и даже приемки объектов. Вот и имеем то, что имеем: микрорайон есть, а в нем отсутствует ливневая канализация, нет нормальных проездов, должного благоустройства, дома с недоделками.
— А вопросы жители задают мэрии?
— Ну конечно. У нас нет достаточных средств, чтобы снять многие проблемы. Если в муниципальном бюджете оставлять не 9,5 процента от собранных в городе налогов, а хотя бы 20, разговор был бы другим.
— Сергей Анатольевич, последний и очень важный вопрос. Вы выступаете на всех возможных площадках, не прячетесь от людей, не делаете секретом номер личного телефона и призываете к такой же открытости своих подчиненных. Но к некоторым из них невозможно пробиться, они часто отмахиваются от вопросов, отказываются от комментариев, требуют писать запросы.
— С такими сотрудниками надо расставаться. Наш основной инструмент в работе с горожанами — информированность. Чиновник ничего не производит, он получает зарплату с налогов, которые платят жители города. Его обязанность — отчитаться за свою работу перед налогоплательщиками. Повторяю: обязанность, а не добрая воля. Если боишься, не умеешь, если тебе нечего сказать — ищи другую работу. Так и напишите: мэр сказал, что с теми, кто уходит от ответов, будем расставаться.
Кстати
За время разговора Сергей Кравчук ответил на 30 вопросов читателей. Еще два взял в работу: от Е.В Хохоевой (ул Оборонная, 14) и Г.А. Молодцовой (ул. Калинина, 76).
В 2019—2025 годах в рамках адресной программы Хабаровского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда будут расселены 1 170 хабаровских семей.
Подготовила Елена ТИХОНОВА