Городское хозяйство
logo

Специальные выпуски

Городское хозяйство

Подготовили Юлия МОЛЧАНОВА и Елена ЧЕРНИКОВА при содействии городского управления энергообеспечения топлива, инженерных коммуникаций, фото авторов и из архива

История длиною в годы

К ТМ-35.jpg

Есть намерения, проект и перспективы, но уже больше четырех лет дело по строительству тепломагистрали № 35 не сдвигается с мертвой точки.

У города таких финансов попросту нет, краевая казна тоже не потянет миллиардные расходы, а запросы в Минстрой РФ пока остаются без ответа.

Стоп-кран развития

Проект строительства ТМ-35 разработан АО «ДГК» в 2016 году. Тогда же он получил положительное заключение государственной экспертизы.

— По приблизительным расчетам, стоимость реализации около 2,7 млрд руб., — говорит начальник отдела городского управления энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций Андрей Ванюков. — Тепломагистраль протяженностью более 10,5 км должна связать ТЭЦ-3 с 6-м и 7-м микрорайонами, а также с Ореховой Сопкой.

Необходимость в строительстве напрямую связана с дальнейшим развитием Хабаровска.

— В городе осталось не так много земельных участков, где можно возвести сотни тысяч квадратных метров жилья, социальные объекты и другую необходимую инфраструктуру. Вблизи указанных микрорайонов такая территория есть. Но без новой тепломагистрали приступать к масштабному строительству не имеет смысла, — продолжает Андрей Николаевич.

ТМ-32 и ТМ-33, обеспечивающие сейчас подачу тепла в те районы, загружены практически полностью. А подключение к ним новых объектов приведет к ухудшению качества коммунальной услуги у уже имеющихся потребителей.

— Строительство газовых котельных тоже не выход. К примеру, есть у нас микрорайон Березки, где застройщик пошел именно по этому пути. Теперь выходит, что жители домов с централизованным отоплением платят за тепло около 1 800 руб. за 1 Гкал, а население микрорайона больше 4 тысяч. При этом в регионе существует предельный индекс роста тарифов, и если сумма в квитанциях горожан превышает его, то разница компенсируется из бюджетов края и города. А теперь представьте, какие расходы понесет субъект, если газовыми котельными будут отапливать десятки домов! — добавляет Андрей Ванюков.

Есть над чем подумать

Четыре года администрация города, краевое правительство и Дальневосточная генерирующая компания ищут варианты решения проблемы.

— Первый и наиболее приоритетный — чтобы строили энергетики в рамках договоров на технологическое присоединение с застройщиками будущего микрорайона, — разъясняет представитель профильного управления. — Пропускная способность магистрали рассчитана на 250 Гкал/ч. Уже есть заявки от четырех застройщиков на 81,5 Гкал, но этого недостаточно. Необходимо, чтобы цифра была выше как минимум в два раза, тогда ДГК сможет начать строительство. В настоящее время совместно решили, что тянуть трубопровод будем от ТЭЦ-3 до Ореховой Сопки, то есть протяженность магистрали сократим с 10,5 до 7 км. По подсчетам специалистов компании, на это потребуется 3,3 млрд руб.

ДГК готова построить за счет собственных средств километровый участок, который пройдет по территории ТЭЦ-3. Но это капля в море, так как цена вопроса 270 млн руб.

Второй вариант предусматривает возведение ТМ-35 в рамках концессионного соглашения.

— Есть несколько инвесторов, интересующихся проектом. Но окончательного решения нет, пока они еще думают и рассчитывают, — поясняет Андрей Ванюков. — Тут стоит понимать, что оба варианта, в отличие от третьего, ведут к удорожанию квадратного метра жилья в будущем микрорайоне, так как застройщик обязательно заложит понесенные траты в стоимость квартир.

Реализовать проект может помочь и федеральное правительство, если Хабаровскому краю удастся войти в национальную программу «Жилье и городская среда».

С декабря прошлого года министерство строительства региона неоднократно направляло в адрес Минстроя России заявки и письма, но пока вопрос остается нерешенным.

У долгов нет срока давности

водоканал.JPG

Более 740 млн руб. не оплатили хабаровчане за потребление холодной воды.

Если к этой сумме прибавить долги предприятий и организаций, то получится еще более внушительная цифра. Чтобы показать, насколько это много, достаточно привести один пример. На строительство водовода до поселка Красная Речка потребовалось около 400 млн руб. Другими словами, можно построить еще два таких водовода. Кстати, жители этого поселка почему-то считают, что раз водовод еще не введен, то можно за ресурс низкого качества и не платить. Только поселок Красная Речка через свою управляющую компанию задолжал 15 млн руб. Никогда МУП «Водоканал» не несло такие колоссальные убытки. А ведь предприятие, несмотря на режимы самоизоляции и карантина, все это время работало и выполняло свои обязательства перед горожанами.

— Свою отрицательную роль в создавшуюся ситуацию внесла пандемия, во время которой правительство страны узаконило отмену пени и штрафных санкций, — говорит начальник службы реализации МУП «Водоканал» Сергей Бойко. — Но это совсем не означает, что услуги ЖКХ можно вовсе не оплачивать. Только в результате вынужденного режима самоизоляции задолженность населения за потребленную воду увеличилась на 10 процентов.

— Понятно, что многие люди лишились работы или получают заработную плату в усеченном варианте, но надо стараться не копить долги, — добавляет начальник абонентного отдела Марина Кочетова. — Пеню сейчас не выставляем, это для абонентов хорошо. Но почему многие из них решили, что можно вообще не платить, непонятно. Долги-то отдавать все равно придется, они ведь никуда не денутся. Поэтому не стоит их копить.

В месяц МУП «Водоканал» должно получать от горожан текущих платежей примерно 200 млн руб. за потребленный ресурс. Деньги идут за закупку запчастей, реагентов, топлива и электроэнергии, ремонт сетей, зарплату сотрудников предприятия. К сожалению, не все предприятия и организации платят регулярно. В долг пользуются водой и многие хабаровчане. Почему же они решили, что ресурс бесплатный?

— Мы каждый день получаем письма с просьбой дать отсрочку по платежам, но даже не верится, что крупнейшие предприятия и организации не в силах оплатить счета, — продолжает Сергей Викторович. — Заметьте, мы никому при этом не ограничили подачу воды. Но и нам финансовой поддержки не оказали, хотя предприятие из штатного режима работы не выходило.

Кроме того, что сейчас не начисляют пени, до конца года можно отложить и поверку счетчика, если подошло время ее делать. Сергей Бойко считает, что это послабление правильное, ведь оно позволяет горожанам до минимума сократить контакты. А прибор за полгода не выдаст большую погрешность в показаниях потребленного ресурса.

— Но, с другой стороны, к началу следующего года ожидаем вал заявок на поверку или установку новых счетчиков, — замечает Сергей Викторович. — И быстро разрешить проблему мы не сможем. Сейчас самоизоляцию снимают, поэтому предлагаем абонентам не затягивать с поверкой приборов учета.

Если кто-то из горожан остерегается выходить из дома, но имеет техническую возможность переводить оплату через компьютер или телефон, то такая форма расчета «Водоканал» вполне устраивает.

— Это очень удобно, — подтверждает Сергей Викторович. — Кстати, вопрос электронных платежей узаконен постановлением правительства. На нашем сайте подробно расписано, как можно оплачивать счета, не выходя из дома.

Можно лучше

остановка.jpg

Состояние некоторых конечных автобусных остановок по-прежнему вызывает вопросы.

В конце прошлого лета совместными усилиями администрации города и перевозчиков на территориях наведен порядок. Самыми острыми проблемами тогда стали горы мусора и отсутствие туалетов для экипажей.

Регулярная уборка, установка дополнительных урн, биотуалета и договоренности с расположенными рядом предприятиями решили их. Но, к примеру, на остановке «Северный микрорайон» с приходом холодов уборную демонтировали и до сих пор обратно не вернули.

Между тем сейчас экипажи 21-го вынуждены «припудривать носик» за близлежащими гаражами. Выходящей из-за них я и застала Светлану Николаевну — кондуктора с большим стажем.

— А куда нам деваться? Я работаю на транспорте двадцать лет и вот так все время бегаю. Правда, на «Полярной» проблему решили, а вот на конечной 23-го маршрута, помню, как-то ставили два биотуалета, но потом убрали. А там вообще некуда ходить, даже гаражей нет, — констатировала женщина.

С вопросом о том, будет ли решаться данная проблема, обратилась к одному из перевозчиков.

— Как только установится нормальная погода, проведем отсыпку площадки и установим биотуалет на конечной 21-го маршрута. Кабинку уже приобрели, — пояснил генеральный директор ООО «Вираж» Владислав Миханев.

А вот состояние остановок «Полярная», «Детский санаторий» и «МЖСК» нареканий не вызвало и даже, напротив, удивило. Мусор, который был основной проблемой этих конечных пунктов, практически исчез с территорий. Правда, не помешало бы все же установить урны на разворотной площадке 23-го и возле остановочного павильона 8-го маршрута. Лишними они точно не станут.

— Поддержание в надлежащем состоянии конечных остановок, установка урн относятся к функциям городского управления дорог и внешнего благоустройства, — сказал начальник отдела управления промышленности, транспорта, связи администрации Хабаровска Кирилл Пармон. — Поэтому обязать перевозчиков наводить порядок на территориях мы не можем. Такая работа ведется, но исключительно в рамках нашего с ними взаимодействия.


 


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)