Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Подготовили Дарья УЛАНОВА и Екатерина БОРТНИКОВА. Фото Дарьи УЛАНОВОЙ и из архива

Небо под пальто

Павлишина.jpg

Наталья Павлишина из краевого театра кукол признана лучшим художником края в четвертый раз. Говорит, что относится к этому с юмором.

— Понимаете, нас в городе не так много, — она и правда посмеивается, начиная отвечать на вопросы. — Павел Оглуздин, Наталья Сыздыкова, Андрей Тен, Сергей Ким, ну и я. И вот мы по очереди из года в год что-нибудь получаем. Но нет, я ни в коем случае не ропщу: премия — это хорошо!

Наталью отметили за работу над спектаклем «Сказка в чемодане» — волшебное изобретение, которым мы обязаны карантину. Смелую идею актера и режиссера ТЮЗа Виталия Федорова — упаковать сцену в саквояж и вручить актеру-волшебнику — она воплотила в жизнь очень изобретательно.

Например, в красивое темно-синее пальто придумала вшить лампочки — так оно превращается в звездное небо. А перевернешь — вот тебе и заснеженный лес. Белые декорации на микросцене — как страницы в книге. С таким чудо-скарбом можно запросто путешествовать по любым площадкам, в том числе по обычным квартирам.

Снеговички и жестокая лотерея

— Это румынская сказка про солнышко и снежных человечков, — объясняет художница. — Снеговички идут к светилу, чтобы попросить его подольше не приходить, ведь они могут растаять. Но по дороге встречают замерзших зверят и начинают жертвовать собой, отдавая им то шапочку, то морковку. В итоге, когда доходят до солнышка, наоборот, просят поскорее всех согреть — так им жалко других. И, конечно, тают. Но не исчезают, а перерождаются в подснежники.

Правда, из-за компактности сценического пространства количество главных героев пришлось сократить до одного — иначе не хватит рук. В буквальном смысле.

— У актера их всего две, — улыбается художница. — А он должен не только играть за всех, но еще и расставлять декорации, включать лампочки и музыку на телефоне!

Чемоданных волшебников в театре три: Алексей Лобачев, Никита Лялин и Кирилл Усков. Почему все мужчины? Видимо, потому что даже сказочный чемодан можно с трудом оторвать от пола. Точнее, три чемодана — каждому свой вариант.

— Мне очень легко придумывается, но я почти ничего не делаю руками, — добавляет Наталья. — Так что кукол создавали разные бутафоры. В итоге, чтобы не подраться, их пришлось разыграть в жестокой лотерее. 

Но, говорит, все это далось легко и просто, не то что несколько лет назад.

Новое слово в «Колобке»

— Вы наверняка слышали, как режиссеры периодически жалуются, насколько им тяжело ставить великого Шекспира. Но тут хотя бы можно просто постоять рядом с классиком. А если это «Колобок»? Или «Курочка Ряба»? Вы представляете, как это трудно — сказать новое слово в «Колобке»? — она утрированно вздыхает и тут же заливается веселым смехом.

В 2016-м у них с Александром Гавриловым получилось. Молодой артист и режиссер ставил дипломную работу.

— Я до сих пор помню, как он на крыльях вдохновения летел к худруку, — Наталья продолжает смеяться. — Ему хотелось сделать постановку, которая будет нужна зрителю, вот он и решил посоветоваться. Вышел и говорит удрученно: «Представляешь?! «Колобок». И весь такой поникший…

Но месяцы упорной работы — и они справились.

— Конечно, как у любой дипломной работы, у нее были свои недостатки, — говорит художница. — Но мы не просто взбодрили саму историю — куклы получились оригинальные, плоские, двусторонние, похожие на египетские. «Мы таких раньше не видели, — сказало жюри. — Это и правда новая кукольная система».

Той премией она гордится больше?

— Да ладно, чем тут гордиться, это не операция, спасающая жизнь, — она пожимает плечами. — Мы же по сути в бирюльки играем. Так ведь?

О самом главном

На первый взгляд так, да не совсем. Даже новогодняя «Сказка в чемодане» затрагивает такую важную тему, как самопожертвование. Что уж говорить о более серьезных спектаклях, таких как вторая премьера 2020-го «Станция Тевли».

Эта история основана на воспоминаниях бабушки режиссера Элистина Михайлова Надежды Степановны и ее подруг. Тевли – деревня в Брестской области, которую немцы заняли в конце июня 1941 года. Тогда Надя была еще девочкой, а ее семья укрыла у себя еврейскую девочку Эстер. Но их раскрыли. Семья бежала в лес, а Эстер отправили в лагерь смерти.

Хоть язык кукол и позволяет рассказать об этом бережно, метафорически, но смягчать факты не стали. Бутафоры сделали для постановки не только огромный символический станок, но и миниатюрную газовую камеру.

― Для Элистина это было очень личным, ― объясняет Наталья. ― А критики разнесли «Станцию Тевли» в пух и прах. С одной стороны, я понимаю их позицию: они сказали, что желтые звезды, полосатые пижамы, чемоданы и образы с картин Марка Шагала не использовал в подобных постановках только ленивый. Но с другой ― у нас есть зрители, дети 10―12 лет. Я не знаю, как объяснить ребенку, что такое Холокост, без желтых звезд и чемоданов.

И пусть жюри краевого театрального конкурса удивить не удалось (хотя оно все же отметило актерскую работу Александры Даровской), но этот «урок памяти» трогает до глубины души и школьников, и взрослых.

― Я продолжаю считать, что «Станция Тевли» ― очень важный и сильный спектакль, ― говорит художница. ― И, как бы то ни было, в нем очень много любви. А это главное. Без любви, думаю, вообще ничего делать нельзя ― все равно не получится.

Много хороших людей

Много ли может сделать детский театр для своего района и города? Очень. Особенно за 40 лет, как центр театрального искусства «Бенефис».

Свое негласное звание культурного центра он не просто заслужил, но и оправдывает каждый день.

— Давайте начнем с того, что четыре года назад мы вышли на постоянный репертуар, — говорит директор центра Ольга Маскалева. — Поэтому каждую вторую и последнюю субботу месяца играем для ребят музыкально-познавательные спектакли о добром и прекрасном. В основном это работа нашей взрослой арт-группы, но постановки делают и детские коллективы, например «Веселые ребята», «Карусель» и «Весна».

Всегда рады «бенефисовцам» в комитете по управлению Индустриальным районом — они незаменимые помощники в любых патриотических мероприятиях.

— День Победы, Первомай, День памяти и скорби, — перечисляет Ольга Юрьевна. — Никогда не отказываем. Зовут нас и на другие события. Например, наши ребята вели городской концерт ко Дню работника культуры и помогали с юбилеем детской библиотеки им. Наволочкина. Еще на наших плечах театральный конкурс «Кулиска», и мы, конечно, стараемся не пропускать ни одного городского творческого состязания.

Сегодня в «Бенефисе» занимаются около 200 детей. Но и тех, кто вырос и продолжил свой путь к сцене, немало. И вы их, скорее всего, знаете. Это, например, актер и режиссер ТЮЗа, номинант «Золотой Маски» Михаил Тычинин и актриса этого же театра Светлана Малыгина; артистка краевого музыкального театра, руководитель студии для слепых «Фьюжн» Ирина Ломова и актриса краевой «драмы» Яна Дзюнковская.

На сцене муниципального театра «Триада» в разные годы играли студийки Светлана Шемчук (Братковская) и Екатерина Бакулина. Сейчас Светлана преподает в Хабаровском институте культуры, а Екатерина ставит диджей-сеты на столичных площадках и снимается в сериалах.

— Получается, наши студийцы и практиканты несут знамя театра в самых разных городах, — говорит Ольга Маскалева. — Так, в 1994-м в «Бенефис» пришла на практику Елена Шуйская (Бережнова). Сегодня она режиссер Белогорского народного театра. А в начале 1990-х у нас блистала Светлана Кунаева. Затем она переехала в Горловку на Донбасс. Когда в 2014-м началась война, не бросила свой детский театр, продолжила работать — под грохот снарядов ставила сказки. Вот такая самоотверженность!

Екатерина Фоменко и Любовь Сорокина, выпускницы начала 2000-х, не потерялись в столице. У первой роли в сериалах и карьера телеведущей на канале «Москва 24», у второй —сольный певческий проект, успех в мюзиклах и спектакли в театре им. Вахтангова. Еще хабаровские педагоги держат кулачки за своих воспитанников Игоря Блинова (окончил Щепкинское училище) и Алексея Дмитриева (учится во ВГИКе).

Много творческих имен выпустил в жизнь «Бенефис»…

— И про себя не забудь! — смеется Ольга Юрьевна.

— Но я-то просто журналист…

— Ну а наша цель воспитать прежде всего не артистов, а хороших людей, — шутливо парирует она.

Что ж, тогда надеюсь, что я тоже в списке.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)