Образование
logo

Специальные выпуски

Образование

Подготовила Дарья УЛАНОВА

Что нам МЭШает?

МЭШ.jpg

Ожесточенное сопротивление родителей вызвали попытки подключить хабаровских учеников к онлайн-платформе «Московская электронная школа» (МЭШ). Споры не утихают уже вторую неделю.

МЭШ ― это государственный интернет-ресурс, созданный правительством Москвы для столичной системы образования. Он включает в себя библиотеку видеоуроков, интерактивных занятий и тестов, а также функции электронного дневника и электронного журнала. По договоренности с правительством Хабаровского края региональным школам предоставили к нему бесплатный доступ.

Однако инициатива натолкнулась на протест мам и пап. Основные их претензии к происходящему процессу можно уложить в два пункта. Первый из них ― необходимость указывать при регистрации большое количество персональных данных, которые образовательные учреждения сейчас собирают централизованно вместе с согласием на их обработку. Второй связан с опасениями, что это первый шаг к всеобщему переходу на дистант. Измученные весенним домашним обучением, взрослые не хотят повторения.

Слишком много данных

Сотрудники системы образования, в свою очередь, такого негатива не ожидали.

― Это один из самых насыщенных образовательных ресурсов в стране наряду с «Российской электронной школой», который успел хорошо себя зарекомендовать не только на территории Москвы, ― говорит начальник отдела городского управления образования Алексей Соболев. ― Там собрано очень много полезного как для учителей, так и для детей. Наоборот, хорошо, когда ребенок, если ему что-то непонятно, может найти нужную тему в разных вариантах, пересмотреть урок несколько раз и при этом использовать качественный материал, а не первое, что попадется в гугле. Это плюс и помощь. Или мы делаем вид, что наши дети не сидят в интернете и не используют его для учебы?

Он также напомнил, что повсеместное использование системы «Дневник.ру», от которой никто отказываться не собирается, родителей уже давно не смущает. А обилие персональных данных при регистрации объясняется просто: такой подход характерен практически для всех государственных ресурсов (не только «Госуслуг», ПФР или налоговой инспекции, но и, к примеру, АИС «Молодежь России»).

― К тому же можно использовать упрощенный вариант, ― добавляет Алексей Дмитриевич. ― Никто не собирает вашу родословную.

Только библиотека?

Родителям эти аргументы все равно не кажутся достаточно убедительными. Острую тему затронули и на краевом родительском собрании. Фразу о том, что подключение к МЭШ не означает перехода на дистант, за полтора часа произнесли минимум пять раз.

Начальник отдела информатизации краевого минобрнауки Михаил Лавренко объяснил, почему данные собирают централизованно, а не предоставляют возможность зарегистрироваться индивидуально:

― Дело в том, что самостоятельно вам придется вводить тот же объем информации, но при этом ребенок не будет привязан ни к городу, ни к образовательному учреждению, ни к своим педагогам. При таких условиях очень трудно работать. Так что лучше, если эти цепочки взаимосвязи создадут профессионалы.

Министр образования и науки края Виктория Хлебникова подчеркнула, что пока речь идет только о пользовании библиотекой «Московской электронной школы» без добавления другого функционала и что подключение к МЭШ ― дело для родителей добровольное. Однако пользоваться электронным ресурсом школы будут в любом случае.

Для того чтобы рассказать о преимуществах библиотеки, к родительскому собранию даже подключился специалист департамента информационных технологий города Москвы Александр Тихонов.

― Это большое хранилище уроков в различных форматах, ― описывал он. ― Это краткие видеообъяснения, интерактивные элементы, ссылки на ресурсы и приложения ― такой вид особенно нравится обучающимся. Есть также художественная литература в рамках школьной программы и для внеклассного чтения. Книги регулируются по размеру страницы и величине шрифта. Поиск можно проводить как в гугле, а можно ранжировать материалы по предмету, классу и типу. Все они, естественно, проходят модерацию.

― Вот и учите в своей Москве по своим приложениям! ― вдруг прямо в «зуме» не выдержал самый нервный из отцов.

Столичному специалисту пришлось прерваться. Министр призналась, что ей стыдно за такие инциденты.

«Цифра» уже в голове

Несколько раз в ходе онлайн-беседы всплывала тема родительских страхов, которые не всегда имеют под собой основания. А заместитель гендиректора краевого центра «Псилогия», детский психолог Александр Галич аккуратно сравнил реакцию мам и пап с отрицанием электричества:

― Если мы говорим о влиянии цифровых технологий на психику детей, то прежде всего стоит отметить, что они прочно вошли в нашу жизнь, и психика наших детей уже отличается от нашей в их возрасте. У них более рассеянное внимание, им сложнее глубоко погружаться в вопрос, зато они лучше ориентируются в больших массивах информации, быстрее обрабатывают ее и раскладывают все по полочкам.  

Он также сделал акцент на том, что и сами взрослые уже никогда не откажутся от смартфона или интернета. Это бессмысленно отрицать и нужно учитывать.

Удалось ли убедить отрицательно настроенных родителей, станет ясно позже.

― На этой неделе мы передаем персональные данные школьников в Москву и ждем открытия доступа, ― говорит главный специалист городского управления образования Дмитрий Титков. ― Пока большинство находится в раздумьях либо отказалось от подключения.

А вот пилотная школа краевого центра уже начала работу с МЭШ. Первым доступ к ресурсу получил Лицей инновационных технологий.

Как сделать школьника рыцарем

Анжела2.jpg

Анжела Магденко из лицея «Звездный» теперь в десятке лучших молодых учителей страны. Она стала лауреатом всероссийского конкурса «Педагогический дебют».

Профессиональный путь у преподавателя истории тоже вполне звездный. Успешная студентка ― обладательница стипендии им. Муравьева-Амурского попала в одно из лучших образовательных учреждений города сразу после получения диплома бакалавра (недавно она с отличием окончила магистратуру). Как любят говорить в этих случаях, почти случайно.

― Мой научный руководитель во время экскурсии по лицею разговорился с директором, ― рассказывает Анжела. ― Услышав, что не хватает историков, посоветовал меня. Мы встретились с Анной Валерьевной Смирновой и выяснили, что у нас общие взгляды на преподавание. Вот и получилось.

Что же это за общие взгляды?

― Во-первых, образование должно быть качественным ― это прежде всего. А во-вторых, я за творческие формы работы, общение и в принципе за все новое. На моих уроках ребята делают много проектов и часто сами выбирают темы. Например, как-то мы рассуждали о правлении Ивана Грозного, и ученик вызвался провести собственное расследование, узнать, сколько у царя было жен и убивал ли он на самом деле своего сына. Я всегда поддержу такую инициативу.

А вот в ответ на вопрос про творчество молодой педагог внезапно произносит страшное слово «коллоквиум». Оказывается, пугаться нечего ― в варианте Анжелы этот вид экзамена проводится как… театрализованное представление!

― Предлагаю ребятам исторический период, они сами выбирают интересную тему и начинают работать: ищут фактический материал, пишут большой сценарий, выбирают актеров и режиссера, работают над костюмами, звуком и светом. Готовимся полгода, а потом играем это все на сцене, приглашая ребят из других классов и учителей в качестве зрителей.

Пока на счету ее учеников два таких действа: одно посвятили Первому крестовому походу, другое ― проблеме темнокожего населения США в 1950-х. Причем все было так серьезно, что в первом случае по коридорам лицея бродили рыцари, а во втором ― активисты с листовками.

― Жаль, из-за пандемии не смогли сделать представление, посвященное Великой Отечественной войне, ― говорит Анжела. ― Но зато впереди юбилей полета Гагарина. Лицей у нас космический, будет целая тематическая неделя.

Придется, конечно, непросто: столько старшеклассников ― и всего один летающий Гагарин. Но они что-нибудь придумают, уверена учительница. Зато интересно.

Неудивительно, что именно эту деятельность она выбрала для представления на всероссийском конкурсе.

― Испытание называлось «У меня это хорошо получается». Рассказывать о том, что тебе удается, легко. Гораздо сложнее было определиться с темой для публичного выступления. В конце концов выбрала проблему мотивации учеников: кто за нее отвечает ― школа или родители?

И кто же?

― Фундамент, конечно, закладывается в семье, ― уверенно отвечает педагог. ― А вот дальше надо действовать в связке. Если школа транслирует одно, а родители другое, ничего хорошего не выйдет. Мы должны вместе взять ребенка за руки и вести во взрослую жизнь.

Сравним умы

В Хабаровском крае проходит муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников.

Ученики 7―11-х классов проверят свои знания по 22 предметам. Они уже успели посостязаться за победу в астрономии, литературе, биологии, физкультуре, математике и экономике.

На 18 и 19 ноября запланирована олимпиада по технологии, на 20 и 21 ноября ― по ОБЖ. Затем 23 ноября пройдут интеллектуальные соревнования по физике, 24 ноября ― по истории, 25 и 26 ноября ― по английскому языку, 27 ноября ― по обществознанию, 28 ноября ― по МХК, а 30 ноября и 1 декабря ― по химии. Также в планах на декабрь состязания по географии, экологии, праву, информатике и ИКТ, русскому, китайскому, немецкому и французскому языкам.

Не забывают, конечно, о санитарно-эпидемиологических требованиях и мерах безопасности: некоторые из испытаний даже перевели в онлайн-формат.

По итогам Всероссийской олимпиады школьников прошлого года команда Хабаровского края заняла первое место среди регионов Дальнего Востока в медальном зачете. Двадцать ребят стали победителями и призерами по десяти предметам.

Выбирайте язык

«Школа юного филолога» краевой детской библиотеки им. Наволочкина вошла в десятку лучших проектов страны по по приобщению детей к чтению.

Конкурс «Чтение детей в цифровой среде» проводила Российская государственная детская библиотека при поддержке Министерства культуры РФ.

Вместе с преподавателями и студентами педагогического института ТОГУ организаторы «Школы юного филолога» проводили для подростков занятия по изучению современной литературы. Ученики хабаровских общеобразовательных учреждений анализировали произведения, учились интерпретировать тексты и пользоваться разными алгоритмами для написания собственных.

В конце блока ребят ждала викторина, победители которой получат дополнительные баллы при поступлении в ПИ ТОГУ. Ведь главная цель проекта, помимо привлечения к книгам, ― помочь подросткам в выборе будущей профессии.

Кстати, он продолжается в онлайн-формате и сейчас.

 



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)