Специальные выпуски
Три главные буквы
Всего несколько дней осталось у одиннадцатиклассников, чтобы определиться с выбором предметов для сдачи ЕГЭ.
Заявления в школах заканчивают принимать 1 февраля. До этой даты еще можно передумать и изменить перечень выбранных дисциплин. После для этого уже потребуется документально подтвержденная уважительная причина.
Прежде чем окончательно утвердиться в своем решении, специалисты советуют пройтись по сайтам вузов ― в приемной кампании этого года есть новшества. Теперь университеты и институты предлагают сразу несколько профильных экзаменов на каждую специальность, и абитуриент сам имеет право выбрать, результаты какого ЕГЭ будет предоставлять. Перечни предметов и проходные баллы уже определены и не изменятся. А еще в краевом минобрнауки напомнили, что будущий выпускник может выбрать любое количество предметов и потом прийти на те, что необходимы.
Также в этом году, как и в прошлом, сдавать ЕГЭ нужно лишь выпускникам, которые собираются получать высшее образование. Однако даже если вам нужен только аттестат, государственные выпускные экзамены (ГВЭ) по русскому и математике все же придется написать. Так что стоит еще раз подумать, какая форма итоговой аттестации вам нужна. Вдруг и ЕГЭ пригодится.
ГВЭ пройдет в конце мая. Сроки основного периода ЕГЭ предварительно намечены с 31 мая по 2 июля (досрочный в нынешнем году, как и в прошлом, отменили).
В порядке проведения все останется практически так же, как было в 2020-м. Как отметили в городском управлении образования, выпускников будут рассаживать с учетом социальной дистанции, останется обязательная термометрия на входе и другие противоэпидемические меры.
Что касается девятиклассников, то у них в 2021 году будет только два обязательных ОГЭ: по русскому языку и математике. Экзамены по выбору заменили на одну контрольную по любому предмету. Этот результат на получение аттестата не повлияет.
Фехтование на знаниях
В середине января в краевом детском центре «Созвездие» стартовал региональный этап Всероссийской олимпиады школьников. На сегодняшний день среди хабаровчан уже семь победителей и 17 призеров.
Всего в сборной нашего города на этих интеллектуальных состязаниях 422 человека.
― Это 396 старшеклассников и 26 учеников 7-х и 8-х классов, которые будут показывать знания на олимпиадах имени Эйлера по математике и имени Максвелла по физике, — рассказывает главный специалист городского центра развития образования Надежда Нартова. ― И это те ребята, кто не заболел и подтвердил участие. Мы традиционно самая многочисленная делегация в крае.
В 2020 году, к слову, цифра была чуть скромнее: 385 человек. Специалисты связывают это в том числе и с особенностями, которые привнесли в процесс новые противоэпидемические правила.
― Нынешней зимой, чтобы разобщить участников, часть олимпиад проходит не в «Созвездии», а в Хабаровске, ― объясняет Надежда Львовна. ― Так, задания по химии писали в ТОГУ, а состязания по информатике, экономике, истории и праву перенесли на базу школы № 80. Ну и на олимпиаду по технологии ребята традиционно отправляются в Комсомольск-на-Амуре.
Возможно, именно потому, что не нужно никуда ехать, в командах от нашего города оказалось так много участников: 33 по информатике, 31 по праву, 28 по истории и 17 по экономике. В прошлом году самая популярная дисциплина ― физика ― собрала 40 хабаровских представителей. И это вместе с учениками 7―8-х классов.
Дистанция и видеофизкультура
Муниципальный этап, кстати, на этот раз вообще проходил совершенно непривычно.
― Те олимпиады, которые традиционно проводятся в два тура (иностранные языки, химия, экология и другие), состоялись в дистанционном формате, ― продолжает Надежда Нартова. ― Задания по остальным предметам ребята выполняли в своих школах под видеонаблюдением строго в полутора метрах друг от друга. И если у членов жюри возникали вопросы, в их распоряжении были видеозаписи.
Экспертам, кстати, тоже пришлось тяжеловато. Особенно, например, в случае с физкультурой: тяжело оценивать участников, считая круги бега и напряженно вглядываясь в экран. В прочих моментах все прошло без особых проблем. Разве что из-за обилия медиаматериалов пару раз зависали компьютеры.
― В остальном не могу сказать, что что-либо сильно изменилось, ― добавляет специалист. ― Хотя ребята говорили, что задания на этот раз были сложноватыми. Но это нормально: мы тянемся к региональному уровню, а они, в свою очередь, к российскому. Это как спорт, здесь нужна целенаправленная подготовка.
Новые имена
С числом победителей и призеров, по ее словам, ситуация тоже сложилась привычная:
― В каких-то дисциплинах всего по одному победителю среди 7―8-х и 9―11-х классов. Например, по иностранным языкам ― это не тот предмет, который пользуется большой популярностью, как те же биология, математика или физика, где у нас сразу 11 победителей. По некоторым дисциплинам, таким как химия, победителей нет вообще, только призеры. И тут тоже ничего удивительного: это традиционно не самая сильная наша сторона.
Конечно, и нынешний сезон принес в школьное олимпиадное движение свои новые имена. Надежда Львовна отмечает Диму Лабузного из лицея инновационных технологий и Дарью Порхунову из гимназии № 5. Мы от души желаем им и другим ребятам удачи.
Всего наши школьники покажут своих знания по 22 предметам. Краевой этап олимпиад завершится 27 февраля.
Чемпионат по примирению
В Хабаровске состоялся первый в истории города конкурс по школьной медиации. Причем организаторы утверждают, что спонтанно.
― Конечно, мы разрабатывали положение, готовились, но не думали, что все произойдет так быстро, ― говорит главный специалист городского центра развития образования Екатерина Кисина. ― Однако здесь большое желание изъявили сами школы: на семинарах педагоги-психологи стали постоянно задавать вопросы о том, будет ли такое мероприятие. Ведь эта тема не теряет актуальности. И мы решили его провести.
Без камеры никуда
Практика школьной медиации — мирного разрешения конфликтов ― пришла в наши учреждения образования в 2015 году. С тех пор в краевом центре появилось как минимум 29 школьных служб примирения, где медиатор и подготовленная группа из семи — девяти человек вместе с враждующими сторонами разбирают проблему и пытаются найти компромисс. В таких группах обязательно есть сами дети. И им, конечно, нужно тренироваться и развиваться.
― Конкурс проходил с 7 по 29 декабря, ― рассказывает Екатерина Валерьевна. ― Команды подали заявки и приступили к созданию роликов: мы, естественно, выбрали дистанционный формат и оценивали видеоматериалы.
Необычные состязания объединили шесть команд и 40 школьников от 11 до 17 лет ― это немало, особенно для первого раза. Конкурсных заданий было три: визитная карточка, кейс, где нужно было инсценировать и разрешить конфликтную ситуацию, и состязание капитанов, в котором лидеры представляли себя и рассказывали о том, почему решили заниматься медиацией.
Конфликт вокруг очков
Проблему для решения, кстати, всем дали общую. Два школьных друга поссорились: один из них высмеял прическу другого, а тот в ответ сорвал с него очки и пнул их. И по роликам можно детально проследить, как ребята из служб примирения разбираются с задирами. Например, девочки из отряда «Хамелеон», что в академическом лицее, сначала попросили мальчишек заполнить специальные формуляры, потом выслушали по отдельности, а после собрали их вместе и спросили о чувствах каждого. А если кто-то преувеличивал или приукрашивал произошедшее, поправляли аккуратно и без осуждения. В конце ребят спросили, как бы они повели себя, если бы ситуация произошла еще раз. Так задир и помирили.
― В академическом лицее такая служба существует давно, не первый год, ― отмечает Екатерина Кисина. ― Поэтому мы совершенно не удивились, когда они обошли другие команды и стали победителями. А вот некоторые оказались для нас настоящим открытием. Например, школа № 72 и ее «Клуб компромиссов», который в итоге занял второе место. Они все сделали очень грамотно, разложили проблемную ситуацию по полочкам, да и капитан у них очень хороший. А мы ведь до этого вообще не знали, что там занимаются медиацией!
Почетную бронзу, к слову, разделили две команды: «Молодые медиаторы» из школы № 1 им. Чкалова и «Вестники мира» из лицея «РИТМ».
― Мы планируем сделать конкурс ежегодным, ― делится Екатерина Валерьевна. ― Но сначала его нужно доработать. Первый раз вышел вполне удачным, но изменить кое-что в его содержании все-таки стоит.
Лидеры в запасе
В краевом центре стартовали занятия школы кадрового резерва на должности руководителей образовательных учреждений.
Важные для директоров, завучей, заведующих детскими садами и их заместителей навыки сейчас изучают 20 человек.
На первом занятии для них выступила начальник городского управления образования Татьяна Матвеенкова, а также своим опытом поделились директор экономической гимназии Кристина Бакалэ и ее заместитель по учебно-воспитательной работе Елена Павлова.
Слушателей познакомили с компетенциями руководителя, объяснили, как работать с процедурой госзакупок, правильно организовать ремонтные работы и приобретение мебели, а еще дали несколько ценных советов, как не выгореть на напряженной педагогической работе.
Следующее занятие Школы кадрового резерва состоится 4 февраля на базе детского сада № 23. А в целом курс рассчитан на год.