Пьедестал
logo

Специальные выпуски

Пьедестал

Подготовила Ирина ТРОЦЕНКО

Транспортная отрасль — одна из самых важных для полноценной жизни города.

От слаженной работы перевозчиков, от того, как выстроена связь между администрацией и транспортными предприятиями, от отношения к своей профессии экипажей, выходящих на линию, зависит многое. Именно они задают темп жизни города.

— В этот раз большинство мест нашего символического пьедестала почета отдано перевозчикам ― в знак благодарности, что они выстояли в сложных условиях пандемии, — говорит Владимир Ощановский, начальник управления промышленности, транспорта и связи администрации Хабаровска. — Трудно пришлось: они старались сохранить предприятия, изыскивали резервы, чтобы удержать работников. С пандемией на них легли дополнительные обязанности и издержки по дезинфекции транспортных средств. Введение ограничительных мер напрямую сказалось на пассажиропотоке ― спрос на услуги общественного транспорта резко упал. Тем не менее хабаровские перевозчики обеспечивали бесперебойную работу на маршрутах. Хочется их похвалить за труд и отношение к своим обязанностям. Они не только удержались, но и вкладываются в развитие своих предприятий.

Улучшение качества обслуживания ― одно из приоритетных направлений отрасли. Общественный транспорт должен быть современным, комфортным и экологичным. Сегодня в городе работают 162 газовых автобуса, что положительно влияет на экологию городской среды. Для удобства пассажиров на нескольких маршрутах заменен класс автобусов с малого на средний.

Комфорт не только снится

Бертонас.jpeg

Предприятие ИП Бертонас обслуживает один маршрут — № 11, следующий от «ДК профсоюзов» до остановки санаторий «Амурский». Направление и всегда было не самым популярным, а с началом пандемии и вовсе растеряло своих пассажиров.

― В начале 2020-го на маршруте работали 15 машин, но с марта пассажиропоток стал снижаться, ― рассказывает Наталья Факира. ― С апреля по сентябрь у нас ходили всего 11 единиц ― пришлось просить профильное ведомство администрации, чтобы нам сократили выпуск. Автобусы ходят пустые, пассажиры едут в основном от «Профсоюзов» до автовокзала и на участке от санатория до депо. Остальной путь практически всегда везем воздух. В такое трудное время это непозволительные траты. Мы экономим на всем: сами ремонтируем, ищем запчасти. Обидно, что не все выдерживают, и уходят водители, проработавшие с нами не один десяток лет. Конечно, профессия водителя общественного транспорта тяжелая. Надо рано вставать, приходится поздно ложиться. Огромная ответственность за жизнь и здоровье пассажиров и постоянная сосредоточенность на дороге. К тому же надо иметь крепкие нервы: не секрет, что среди пассажиров попадаются разные люди, и надо уметь погасить конфликт, не дать спровоцировать скандал, чтобы не портить настроение другим горожанам и самому себе. Все это очень сложно, и тем, кто остается работать в транспортной отрасли и радеет за ее развитие, огромное спасибо и пожелание удачи на этом нелегком поприще!

В маленьком предприятии приходится экономить на всем.

Особенно если оно обслуживает всего один маршрут. Но есть пункт, на котором ни в коем случае нельзя экономить.

«Что за проза жизни?» ― возможно, воскликнете вы.

Но, пардон, без этой прозы вам уж точно станет не до поэзии. Отсутствие туалетов на конечных остановках маршрутов ― серьезная проблема. Это огромный дискомфорт для экипажей.

― Изворачивались, договаривались с торговыми точками, расположенными поблизости с остановками, но вот уже года три, как вопрос о таком заведении стал очень остро, ― говорит Наталья Факира, представитель ИП Бертонас. ― Это вопрос интимный, но важный. Стали обращаться за разрешением его поставить на конечной. Изыскали средства не только на его оборудование, но и на поддержание в нем порядка. Сами знаете, мало сделать, надо ухаживать и следить за чистотой.

Работа в новых условиях

Куликов .jpeg

Испытанием на крепость стал 2020-й. Но он же дал возможность проявить лидерские качества. Перевозчикам пришлось столкнуться с новой реальностью.

― Столько было планов, но мы не шли к ним, а передвигались маленькими шагами ― притормозилось все, ― говорит Александр Куликов, директор ООО «Дальавтотехэкспертиза». ― Первоочередными задачами стали уже на развитие, а сохранение предприятия. На многих маршрутах города дефицит водителей, пассажиропоток уменьшился. В апреле-марте нам выдали небольшие компенсации, они помогли, конечно, хоть суммы и меньше того, что могли бы заработать в хороший год. Но все равно это было подспорье.

К привычным расходам добавились траты на покупку дезинфицирующих растворов и средств индивидуальной защиты ― экипажи ежедневно вынуждены контактировать с десятками людей, среди которых могут быть зараженные коронавирусом.

Как рассказал Александр Куликов, каждый его автобус отправляется на маршрут с обязательной «коробкой безопасности». В ней пульверизатор с хлорсодержащим составом, набор одноразовых масок, резиновые перчатки и куски полотна, которые экипаж использует для протирки поверхностей в салоне обеззараживающим составом, а также санитайзеры для пассажиров.

― За обработкой салона мы осуществляем контроль, ― рассказывает предприниматель. ― Экипажи должны протирать поручни и прочие поверхности, которых могут касаться пассажиры в течение дня. Вечером следим, чтобы в боксах проводилось обеззараживание автобусов. Все машины тщательно моются горячей водой, а после опрыскиваются обеззараживающим составом по всей площади.

Каждому экипажу — водителю и кондуктору — на смену требуется восемь масок. Прибавьте сюда перчатки, антисептики и ветошь. Предприятие обслуживает двадцать графиков на маршрутах № 83, 83П и частично № 26 , только на обеспечение безопасности работников в месяц уходит приличная сумма.

― На людях экономить не будем, ― уверяет Куликов.

Фишка предприятия ― новый автобус, работающий на 26-м маршруте. Пока он такой в городе один. Среднего класса ― вполне хватает для существующего пассажиропотока. Полный фарш: низкий пол, автоинформатор, пандус, наклоняется на остановке, если понадобится заехать пассажиру на коляске, кондиционеры, видеокамеры. Есть даже разъемы для подзарядки сотовых телефонов ― очень удобно.

― Надеемся, что этот год будет для нас более удачным, и сможем осуществить задуманное и работать над развитием, ― говорит Александр Александрович.

Начни с себя

Бабаев.jpeg

Меньше всего нареканий со стороны пассажиров за минувший год поступило в администрацию на ИП Бабаев.

У предприятия два маршрута: № 85, следующий от района Пятой площадки до ТЦ «Выборгский», и № 82, идущий от Ореховой Сопки.

― У нас в приоритете культура обслуживания, ― объясняет Зейнулах Бабаев, руководитель предприятия. ― Считаю, что всегда надо начинать с себя, поэтому с работниками всегда вежлив: у людей должен быть пример. На дороге случаются разные ситуации, и пассажир может зайти нервный, может, у него что-то случилось, и его переполняют эмоции, но водитель не имеет права сам провоцировать конфликт и позволить себя в него вовлечь. Допустишь хотя бы раз хамское отношение к человеку, повысишь голос или нагрубишь ― в другой раз люди просто пропустят твой автобус и будут ждать следующий. Так потеряешь доверие горожан и своих пассажиров. Мы с водителями проговариваем все возможные события, ищем варианты решения, чтобы избежать жалоб.

Номер руководства предприятия размещен в салонах автобусов, чтобы пассажиры могли сразу обратиться напрямую для решения конфликтной ситуации.

― Иногда техника дает сбой, ― описывает предприниматель. ― Особенно вначале, когда вводили автоматизированную систему расчета, валидатор мог отказаться принимать карту, якобы она в стоп-листе, или, наоборот, провести двойную оплату. Конечно, человека это возмутит, и чтобы он из автобуса вышел в нормальном настроении, надо оперативно снять этот вопрос. Сняли лишнее ― извиниться и отправить на карту деньги. Главное, чтобы пассажир был доволен!

Звезды зажигают

Новиков.JPG

Почетной грамотой Хабаровской городской думы награжден в этом году заместитель генерального директора ООО «Группа компаний «Пять звезд» Иван Новиков.

Ходатайство об этом парламентариям направляло управление промышленности, транспорта и связи.

― За долгие годы сотрудничества Иван Юрьевич показал себя квалифицированным специалистом, инициативным руководителем и отзывчивым человеком, ― объясняет Владимир Ощановский. ― Особенно его профессионализм раскрылся при введении ограничительных мер во время пандемии. В этот сложный период Иван Юрьевич участвовал в организации доставки граждан, прилетающих из других стран, до помещения обсерватора. Принципиально осуществлял контроль за выполнением требований Роспотребнадзора в части соблюдения санитарно-гигиенического и противоэпидемического законодательства. Он внес значительный вклад в поддержание и улучшение работы предприятия, помог сохранить рабочие места в период пандемии. «Пять звезд» оказывает спонсорскую помощь по перевозке детей из числа находящихся в социально опасном положении. Коллектив предприятия принимает активное участие в городских субботниках по санитарной очистке.

Кто будит город по утрам?

водитель Кубяк.jpeg

Больше сорока лет выводит на линию трамваи Нина Кубяк.

Непрерывный стаж вагоновожатой — 42 года. Такая преданность профессии может вызвать удивление, но Нина Александровна этого не понимает. Что такого в том, что ты действительно любишь свою работу?

— Да, надо рано вставать и поздно ложиться, но ты можешь радоваться восходу солнца, радоваться пассажирам, которых ты везешь, — говорит Нина Александровна. — Мне сейчас 71 год, и я не могу представить себя без работы. Нет секрета в том, чтобы всегда быть на позитиве: ты знаешь, что нужен людям, и выходишь на маршрут с удовольствием. Девчонкой еще попался мне в руки журнал, в котором было опубликовано стихотворение о трамвае. Что он, как корабль в море, берет на свой борт разных пассажиров: школьников доставляет на уроки, рабочих на заводы, ученых в институты. И без него никак нельзя — жизнь остановится! Меня это так впечатлило, что захотелось самой стать вагоновожатой. Когда мы приехали в 1978 году в Хабаровск, я пошла на курсы водителей трамвая, и с тех пор ни разу не пожалела об этом выборе. Получается, что мы, вагоновожатые, отвечаем за полноценную жизнь города: будим его по утрам, а вечером развозим по домам.

Нина Александровна за четыре десятка лет управляла трамваями всех марок, что есть в наличии парка МУП «Городской электрический транспорт». Работала на всех маршрутах, в каждом находя свои плюсы: на одном застаешь красивый рассвет, на другом догоняешь живописный закат.

— Когда поднимаешься с Амурского бульвара на Муравьева-Амурского ранним утром, солнце встает за горизонтом и яркой линией окрашивает небо, — рассказывает вагоновожатая. — Ты направляешь свой трамвай вверх, и он будто взлетает, как самолет! Летит к этой красной полоске горизонта. И это так красиво, что захватывает дух! Даже одного этого впечатления хватит, чтобы полюбить нашу профессию!

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)