Щит и меч потребителя
logo

Специальные выпуски

Щит и меч потребителя

Подготовила Нина ЖИГУНОВА совместно с сектором по защите прав потребителей администрации г. Хабаровска, фото — интернет

Не сообщили? Верните деньги

Дрель.jpg

«Она работает всего несколько минут, потом отключается, и, пока двигатель не остынет, включить ее невозможно».

Так объяснил свои претензии покупатель, обратившись в магазин, где несколькими днями ранее он приобрел дрель. Продавец подчеркнул, что товар качественный, просто особенность этой модели в том, что она отключается, защищая тем самым двигатель от перегрева. А так как инструмент был в употреблении, принять его обратно он не может.

— Когда мужчина пришел к нам, мы выяснили, что при продаже об этой особенности инструмента его не предупредили, а вся информация о товаре указана на листе- вкладыше, где о таком защитном свойстве товара также нет ни слова, — заметила Марина Гатина. — Согласно ст. 12 закона «О защите прав потребителей» «отсутствие информации или наличие недостоверной информации о товаре приравнивается к недостаткам данного товара». А значит, покупатель вправе расторгнуть договор купли-продажи, вернуть товар и потребовать возврата уплаченной суммы. Также он может потребовать уменьшения цены или обмена на товар надлежащего качества.

Рассмотрите ярлыки

На последнего звонок дочери-одиннадцатикласснице приобрели в магазине синее школьное платье. Дома еще раз примерив и убедившись, что сидит идеально, срезали этикетку. А через два дня выяснилось, что девочки в классе договорились быть в одинаковых коричневых платьях. Обратились в магазин с просьбой обменять, но получили отказ, который продавец аргументировал тем, что нет этикетки. Но ведь платье никто не носил, оно в идеальном состоянии, чек мы тоже сохранили. Разве это по закону?

Светлана К.

— Вопрос здесь неоднозначный. В законе написано, что обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы и фабричные ярлыки, — прокомментировала Светлана Ткаченко. — Под фабричным ярлыком подразумевается этикетка изготовителя, пришитая обычно к самому изделию или вшитая в шов, которая содержит информацию о наименовании товара, артикуле, сорте, составе ткани, об условиях ухода, размере и т.д. На товаре также бывает ярлык торговой точки или ценник, в нем обычно дублируется информация из фабричного ярлыка, плюс цена и сведения о скидках, адресе магазина и прочая информация о продавце. Поэтому надо понимать, о какой этикетке идет речь. Если о магазинной, то отказ неправомерен. Если же срезан ярлык производителя, тогда все законно.

Такие же, только в цветочек

Обои.jpg

После ремонта комнаты один рулон обоев оказался лишним, мы его даже не распечатали. Так как с момента покупки прошла всего неделя, решили вернуть обои в магазин, но там их принять отказались. Прав ли продавец в этом случае?

Галина А.

— Статья 25 закона «О защите прав потребителей» дает гражданину право в течение 14 дней с момента покупки обменять товар надлежащего качества, если он не подошел по цвету, размеру, фасону, габаритам или комплектации, при условии, что он не был в употреблении, сохранены его товарный вид и потребительские свойства, — подчеркнула Марина Гатина. —  И только если продавец не сможет в течение трех дней предоставить покупателю товар с требуемыми качествами, тот может потребовать вернуть ему деньги. Поэтому, если опираться на ст. 25, то он должен написать заявление и попросить обменять товар на другой, нужной расцветки или комплектации. И только в случае отказа претендовать на возврат денег. 

Подрезал — уцени

Подобрать готовую деревянную дверь для своего нового дома супруги Смирновы не смогли: подходящих по размеру в магазинах города не оказалось. И тогда в одном из торговых центров, который сотрудничает с производителем, они заказали изготовление двери по индивидуальным размерам. Составили договор с указанием параметров и внесли предоплату. 

— Мы подсчитали, и получилось, что сразу после установки двери мы можем переезжать, — рассказали они, обратившись в сектор. — Но когда в назначенный срок приехали забирать заказ, выяснилось, что готовая дверь не соответствует указанным в договоре параметрам, она больше. Продавец заверил нас, что это легко исправить — он готов подогнать ее под размер прямо в магазине. Но мы засомневались, ведь это однозначно отразится на качестве. Что нам делать?

Как разъяснили специалисты, по закону при нарушении исполнителем условий договора на изготовление считается, что товар ненадлежащего качества. И согласно статье 18 в данной ситуации заказчик вправе потребовать уменьшения цены заказа, обмена на товар надлежащего качества (в данном случае — оговоренного размера) или возврата уплаченных средств. Обращаться необходимо в письменной форме и в заявлении указывать свое требование.     

Чтобы лучше видеть тебя...

Очки.jpg

При изготовлении очков в хабаровской оптике оправу безнадежно испортили, но компенсировать ее стоимость отказываются.

Как рассказал несостоявшийся хозяин очков почти за 90 тыс. руб., оправу, аналогичную уже имеющейся, он искал около года и нашел только в одной московской оптике. За свою мечту хабаровчанин выложил 42 тыс. руб. Изготовить же очки решил в родном городе, где в одной из оптик ему подобрали подходящие линзы, стоимость которых, кстати, превышает 42 тыс. руб. Заказчик внес предоплату и стал ждать. Но через несколько дней ему сообщили, что во время выполнения работы мастер сломал дужку на оправе и отремонтировать ее уже невозможно. Оптика связалась с заводом-изготовителем, где сообщили, что подобные оправы уже сняты с производства. Тогда исполнитель сказал потребителю, что готов вернуть предоплату за линзы и работу.

Мужчина не согласился с таким поворотом вопроса и обратился в сектор по защите прав потребителей.

— Согласно ст. 14 закона «О защите прав потребителей» «вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков работы (услуги), подлежит возмещению в полном объеме», — разъяснила Светлана Ткаченко. —  А ст. 35 гласит, что если работа выполняется полностью или частично с вещью потребителя, исполнитель отвечает за ее сохранность... В случае полного или частичного повреждения вещи исполнитель обязан в трехдневный срок заменить ее аналогичной, по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала в разумный срок, а при отсутствии — возместить ему двукратную цену поврежденной вещи, а также расходы, понесенные потребителем. Поэтому мы рекомендовали потребителю с письменным заявлением о возмещении стоимости испорченной оправы обратиться к исполнителю работ, а в случае отказа — в суд.

Дали ответ специалисты сектора и еще одному горожанину, который тоже остался без очков, изготовленных на заказ. Пощеголял он в обновке всего три дня, а на четвертый на линзах в местах прилегания к оправе появились трещины. И хотя в оптике заявили, что их вины в этом нет, им придется это подтвердить заключением эксперта. 

— Мужчина уверен, что не ронял и не ударял очки, — уточнила Светлана Станиславовна. — А в соответствии с законом в период действия гарантийного срока бремя доказывания причины дефекта лежит на исполнителе. То есть именно оптика должна установить причину возникших недостатков, а если будет доказано, что это вина исполнителя, тот должен возместить заказчику все понесенные расходы.    

Подарок в кредит

Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. В достоверности этой идиомы хабаровчанин убедился, приняв подарок от оператора сотовой связи.

Как сообщил мужчина специалистам сектора, ему позвонил сотрудник компании связи и предложил перейти на более выгодный тариф. Горожанин согласился, и в этот же день к нему домой приехал представитель компании, чтобы перезаключить договор. После подписания документов он сказал, что всем перешедшим на данный тариф в подарок положена видеокамера, и предложил подписать акт приема-передачи. Обрадованный потребитель подмахнул документ, не читая, и только когда получил счет за связь на сумму почти 800 руб., решил изучить бумаги. Оказалось, что так называемый подарок ему предоставили в кредит, оплачивать который он должен вместе с платой за связь. То есть к его более выгодному тарифу каждый месяц на протяжении трех лет будет добавляться 350 руб.    

— Камера эта мне и не нужна вовсе, — сетовал горожанин. — Если бы я знал, что за нее надо платить, ни за что бы не согласился.

Специалисты сектора подчеркнули, что эта история в очередной раз напоминает о том, что прежде, чем поставить подпись в документе, надо его внимательно прочитать. А обманутому гражданину посоветовали попробовать решить вопрос с оператором, а если не получится, обращаться в суд и доказывать, что его ввели в заблуждение.  

Все до копеечки

Когда экспертиза подтвердила наличие в смартфоне производственных дефектов, продавец согласился вернуть только часть уплаченных за него денег, так как на товаре имелись следы эксплуатации, да к тому же на момент обращения цена на модели данной марки была снижена.

Покупателя такое предложение не устроило, и он решил проконсультироваться у специалистов сектора.

— По закону, если в процессе эксплуатации в товаре выявлен производственный дефект, продавец обязан вернуть покупателю сумму, уплаченную за товар в полном объеме, а также компенсировать прочие расходы, которые он понес из-за бракованного смартфона, — прояснила ситуацию Светлана Ткаченко. — Стоимость аналогичного товара на момент обращения в данной ситуации значения не имеет.  


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)