Щит и меч потребителя
logo

Специальные выпуски

Щит и меч потребителя

Подготовила Нина ЖИГУНОВА совместно с сектором по защите прав потребителей администрации г. Хабаровска

Разбираться в нюансах законодательства нам помогали завсектором по защите прав потребителей Светлана Ткаченко, а также главный и ведущий специалисты Алексей Кондратьев и Екатерина Можейко.

Что было, то прошло


Пока покупатель довез окна из магазина до дома, от трех стеклопакетов остался всего один.

окна.jpg

На сайте строительного магазина горожанин увидел информацию об акции, по которой можно приобрести пластиковые окна с трехкамерным стеклопакетом по весьма привлекательной цене.

Мужчина ждать не стал и в этот же день отправился в магазин, чтобы купить окна для строящегося дома. Он нашел товар, выбрал подходящие по размеру окна, оплатил и доставил в новостройку.

Мастер по их установке приехал через три недели и, осмотрев товар, заметил, что ставить такие нельзя, так как будет очень холодно, потому что окна с однокамерным стеклопакетом и подходят для балконов и веранд.

Хозяин тут же зашел на сайт магазина и увидел, что акция продолжается, цена та же, а вот стеклопакет указан однокамерный.

— Я на 100 процентов уверен, что месяц назад там рекламировали трехкамерный. Что мне теперь делать? — поинтересовался мужчина у специалистов сектора по защите прав потребителей.

Там изучили документы, которые получил потребитель при покупке товара, и выяснили, что в них указано наименование товара — окно с однокамерным стеклопакетом. То есть именно такие купил и доставил мужчина. Скрина или фотографии акции на сайте, которая его привлекла, у покупателя нет, поэтому доказать свою правоту он не сможет. А время для обмена качественного товара, не подошедшего по цвету, размеру, габаритам, форме или комплектации, он упустил. Закон отводит на это всего две недели со дня покупки.

— Рекомендуем при покупке внимательно изучить свойства товара, чтобы потом не узнать, что приобрел не то, — подчеркнули специалисты.  

Примеряй и решай

На сайте известного интернет-магазина выбрала купальник, оплатила, и только после этого появилась информация о том, что данный товар включен в перечень не подлежащих обмену и возврату. Но померить его я смогу только после получения. Что делать, если купальник окажется мал или велик, вернуть-то нельзя?

Диана У.

— Нижнее белье и купальники действительно включены в перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену или возврату, — уточнила Екатерина Можейко. — Но дистанционный способ продажи имеет свои нюансы. В частности, ст. 26.1 закона «О защите прав потребителей» гласит, что покупатель вправе отказаться от товара, приобретенного таким способом, в любое время до его передачи, а после передачи — в течение семи дней. Также надо помнить, что по закону информация об основных потребительских свойствах товара, адресе (местонахождении) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроках службы, годности и гарантийном, о порядке оплаты должна быть предоставлена до заключения договора. А о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества — в письменной форме в момент его доставки. Если это не сделано, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Бесплатный сыр

Надпись на экране ноутбука «Срок действия тестовой программы истек...», и далее подробная инструкция ее приобретения огорошили хозяина гаджета.

ноут.jpg

Ноутбук он приобрел два месяца назад в одном из комиссионных магазинов. Продавцы объяснили ему, что там установлена программа  Windows 7, а они готовы в качестве бонуса установить ему Windows 10. Покупатель согласился, но через два месяца остался вовсе без программного обеспечения.

— Если продавец переустановил программу, то информация об этом должна быть предоставлена потребителю в момент продажи товара в письменном виде, — разъяснила Екатерина Можейко. — Но этого сделано не было. Поэтому покупатель вправе отказаться от покупки и потребовать возврата уплаченной суммы. 

Невыгодная многоходовка

И старых, и новых сережек лишилась горожанка, согласившись поучаствовать в акции магазина.

Женщину заинтересовало предложение приобрести серьги со скидкой за счет сдачи в ломбард золотого лома. Причем принять его обязались по цене, которая в два раза выше средней по городу, и именно на эту сумму уценить новое украшени.

— Сдав свои старые серьги, я смогла приобрести новые со скидкой в 5 тыс. руб. и вместо указанных на ценнике 15 тыс. заплатила всего 10 тыс. руб., —  рассказала она. — Но радовалась прокупке недолго, через месяц перестала фиксироваться застежка, я обратилась в магазин, и там сообщили, что это производственный брак. Гарантия на товар была установлена, поэтому продавец сразу вернул мне деньги, но всего 10 тыс. руб., которые указаны в чеке. А я считаю, что мне также должны вернуть те серьги, которые я сдала в ломбард, или стоимость лома. Но продавец ссылается на то, что ломбард — это совсем другое заведение, и я сама должна решать там вопрос. В ломбарде же объяснили, что серьги уже переплавили и вернуть не смогут, а деньги за них готовы отдать, но расчет произведут по средне городской цене, то есть вместо 5 тыс. руб. лишь 2,6 тыс. руб. 

— Мы рекомендуем при участии в подобных многоходовых акциях обязательно настаивать на том, чтобы в документах были условия и правила возврата некачественного товара, купленного со скидкой, — прокомментировал Алексей Кондратьев. 

Не просто пылесос — робот

Когда новенький робот-пылесос начал барахлить, хозяйка даже обрадовалась, потому что появилась возможность вернуть отданные за него деньги. 

робот.jpg

Купила она его, поддавшись на уговоры детей, но очень быстро разочаровалась. Качество уборки женщину не устраивало. Поэтому когда появился дефект, горожанка сразу отправилась в магазин, где заявила, что просит провести диагностику, и если подтвердится производственный дефект, то вернуть деньги.

Магазин товар принял, диагностику провел, дефект оказался действительно производственным, но легко устранимым, поэтому в возврате денег покупательнице отказали.

— Есть утвержденный перечень технически сложных товаров, которые при возникновении дефекта можно вернуть только в течение 15 дней, а после они подлежат ремонту, — объяснил Алексей Кондратьев. — Говорить о возврате можно лишь в тех случаях, когда один и тот же дефект проявляется неоднократно, когда недостаток существенный или продавец нарушает сроки его устранения, а также если невозможно использовать товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней из-за неоднократного устранения его различных недостатков. С 6 апреля прошлого года этот перечень претерпел изменения: наряду с другими современными приборами туда добавлен и робот-пылесос. А так как в данном случае дефект легко устраним, хабаровчанка может рассчитывать только на получение назад своего отремонтированного пылесоса для дальнейшей эксплуатации.  

Служба не по сроку

Покупатель принес в магазин отработанные батарейки и потребовал вернуть уплаченные за них деньги. Продавец согласился. 

Претензии потребителя основывались на том, что на упаковке с элементами питания было указано: «Срок службы в аудиоприборах 10 лет». Он их и купил для радиоприемника в надежде, что сможет слушать последний 120 месяцев, но батареек хватило лишь на один. Мужчина обратился в магазин, возмущенный тем, что на упаковке товара указана недостоверная информация.

— И в этой ситуации покупатель прав, — поддержали в секторе по защите прав потребителей. — По закону при реализации товара продавец должен предоставить потребителю полную и достоверную информацию о товаре. Раз элементы питания так быстро сели, значит, сопровождавшая их информация недостоверная, а на этом основании покупатель вправе отказаться от покупки и потребовать возврата уплаченных средств.

Сделал добро — жди неприятностей

Достоверность этой фразы на себе проверил хабаровский предприниматель.  

В своем магазине он реализует изделия медицинского назначения, в том числе бандажи на коленный сустав. Именно за таким товаром и обратилась в торговую точку пожилая хабаровчанка. Она долго выбирала подходящий, внимательно изучала характеристики и в итоге остановилась на товаре средней ценовой категории.

Через день женщина вновь пришла в магазин с просьбой обменять ей бандаж на такой же, но большего размера. Оказалось, что дома она немного его поносила и поняла, что он слишком сильно передавливает ногу. Предприниматель пошел навстречу и произвел обмен. Но через день покупательница появилась в магазине вновь и заявила, что этот бандаж ей тоже не подходит. Поэтому она требует возврата денег.

Продавец товар забрал, а через день предоставил горожанке письменный ответ, что данный товар медицинского назначения, это указано в документах, а значит, вернуть его нельзя.  

— Действительно, товары медицинского назначения включены в перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену или возврату, — отметил Алексей Кондратьев. — Но если продавец принял у покупателя товар, то по закону в течение трех дней он должен вернуть деньги. И хотя в этой ситуации требование потребителя неправомерно, предприниматель должен его выполнить. 

Доходное авто

Десяток новых авто сможет купить хабаровчанин, вернув одно с производственным дефектом. 

unnamed.jpg

Неполадку в новом, купленном в салоне автомобиле горожанин обнаружил, поездив чуть больше года. Так как производитель установил гарантийный срок, во время которого техобслуживание и ремонт проводит  дилер, мужчина сразу обратился по указанному адресу. Он написал заявление, но ему ответили: «Необходимых деталей нет, когда поступят, мы вам сообщим». Автомобиль оставался на ходу, поэтому покупатель продолжал его эксплуатировать, а через 45 суток опять обратился в сервис. Там развели руками и сообщили, что запчастей все еще нет. Автомобилист попросил указать это в его заявлении и уехал. Эта история тянулась больше года, а когда терпение  хозяина авто иссякло, он заявил продавцу о желании вернуть товар и потребовал назад уплаченные деньги. Продавец ему отказал, и тогда горожанин обратился в суд. Подсчитав все неустойки за неисполнение законных требований, горожанин получил сумму в 28 млн руб., которую и указал в исковом заявлении.

— Дело в том, что мы порой забываем, что автомобиль такой же товар, как телефон и чайник, и закон для них всех один, — подчеркнула Екатерина Можейко. — На гарантийный ремонт товара продавцу закон отводит 45 дней, и не важно, что надо ремонтировать — фен или машину. Самое главное — все свои взаимоотношения с продавцом  подкреплять документами, как это и делал хозяин авто с дефектом.            


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)