Мост в ледовом плену
logo

Сюжеты

Мост в ледовом плену

Влад СЕРЕБРЕННИКОВ, фото из архива Кирилла ЯЛЫНЫЧЕВА

Хабаровские спасатели вернулись из Владивостока, где приняли участие в уникальной операции.

19 ноября в столице Приморья из-за прошедшего шторма обледенел мост, связывающий город и остров Русский. Даже бывалые специалисты с таким явлением столкнулись впервые. Во всем мире не было прецедентов и по очистке объекта высотой с Эйфелеву башню от замерзшей воды. В очистке моста во Владивостоке ото льда участвовали спасатели ДРПСО МЧС России из Хабаровска.

Неожиданная командировка

Неудивительно, что к решению задачи привлекли лучших промышленных альпинистов. 26 ноября в эту команду направили спасателей ДВРПСО МЧС России из Хабаровска Кирилла Ялынычева и Ивана Алехина.

У обоих — 15-летний стаж промышленного и спортивного альпинизма. Кирилл и сейчас увлекается скалолазанием и спелеологией, выступал на чемпионате России, в составе сборной ДВРПСО участвовал в чемпионате по спасательному многоборью. А Иван Алехин в этом году вошел в тройку лучших российских спасателей. Он владеет десятком специальностей, при его участии спасли 16 человек.

6db68926-7ea6-4ddb-8260-849ff29fc256.jpg

Для хабаровчан командировка стала неожиданностью. Кирилл в этот день планировал отработать суточную смену, а потом заниматься своими делами. А у Ивана вообще был выходной. Но служебный долг в любой момент может отправить тебя на край света.

Как дотянуться до гипотенузы

Владивосток встретил хабаровских спасателей штормовым ветром.

— По мнению инженеров, нагрузка ото льда на мост была минимальной, — вспоминает Кирилл Ялынычев. — Главная угроза состояла в том, что лед мог упасть с высоты на проезжую часть, на проезжающие машины. Периодически он и падал, самопроизвольно или с нашей помощью. Можете представить себе силу удара ледяной глыбы, когда она пролетела двести и более метров?

По словам спасателя, первый день посвятили отработке технологии очистки, до вечера привязывали веревки. На их пилоне задействовали 12 специалистов. Вторую половину моста очищали сотрудники отряда, обслуживающего мост, и нанятые промышленные альпинисты.

e2d1b974-fa0c-4cbc-ac10-da168c0a3f72.jpg

Было принято решение сначала разобраться с вантами, и только потом переходить на очистку пилона. Из-за отрицательного наклона он доставил немало сложностей. Работа шла сверху вниз. Максимальная высота, на которую по веревкам приходилось забираться спасателям, — 324 м над поверхностью моря. Расстояние до проезжей части моста захватывало дух—  не меньше 254 м.

— Наша работа — всегда риск, но в промышленном альпинизме на такой высоте мне работать еще не приходилось, — признается Кирилл. — Представьте прямоугольный треугольник — до его гипотенузы надо чем-то дотянуться. При спуске с большой высоты это совсем непросто: чем ниже спускаешься, тем дальше от стены. Нужны промежуточные точки. Мы прямо к стене крепили веревки, чтобы пристегнуться к ним скользящим карабином. Очень сильно мешал ветер — и самого качает, и не дает порой до определенной высоты спустить веревку — из-за парусности приходилось привязывать тяжелый груз. Но от ветра никуда не деться, это просто один из многих факторов, которых альпинисту нужно учитывать.   

Проживали спасатели в отряде мостовиков рядом с обледеневшей переправой. Трудились с утра до вечера, быстро, но без суеты. Работали по очереди — повисел какое-то время, сменился. Брали с собой термосы с горячим чаем, бутерброды — было время на отдых и перекус. Но даже в минуты покоя постоянно обсуждали с инженерами и коллегами дальнейший ход работ.

Альпинисты и спасатели постоянно сталкиваются с нестандартными задачами. Есть основы, но есть место и творчеству. Ребята шутят: чтобы меньше работать руками, нужно больше думать головой. Придумывали, а затем опробовали различные способы очистки: проходили вибрацией по вантам, на пилоне приходилось долбить лед киркой или небольшой пешней.

Не боятся только дураки

— Не скрываю, мне было страшно, как говорится, не боятся только дураки, — рассказывает Кирилл Ялынычев. — Нельзя полностью избавиться от страха, это инструмент для сохранения жизни. Лучше всего проанализировать, почему тебе страшно и исправить причины. Может, потому что я, например, не доверяю своей старой обвязке? Поменял и почувствовал себя намного увереннее. И так со всем снаряжением, особенно с веревкой. Смотришь сразу, где она может перетереться, устраняешь все острые грани на поверхности, подкладываешь протектор. Высота давит, поэтому проверяешь все на десять раз, иначе потом просто не сможешь спокойно выполнять задачу. И, конечно, важно доверие в коллективе. Со всеми ребятами, с которыми работали на мосту, мы дружим много лет. Я даже не иду смотреть, как мне завязал, например, Саша Пак основную и страховочную веревки — пристегиваюсь и иду.

Каждый день результаты работы альпинистов проверяла специальная комиссия — ведь ответственность огромная. Если проверяющим не нравился какой-то участок, его доделывали. Даже утром 7 декабря, в день открытия движения по мосту, работали до обеда.

80206c42-918d-4184-adc4-281cdd13fb5f.jpg

В общей сложности командировка хабаровчан длилась 12 дней. Наградой за их самоотверженный труд стала благодарность от лица приморского губернатора. Ну, может, еще зарплата за этот срок выйдет немного больше обычного.

Уехали спасатели домой только на следующий день после открытия движения — нужно было собрать все снаряжение, которое едва поместилось в две машины. Только общая длина веревок составила 5 км!

Кириллу Ялынычеву 29 лет, семьей он пока не обзавелся. Все это время за него переживала мама и сестра, которые никак не привыкнут к его опасной профессии. Приходится обещать, что все будет хорошо. И, на этот раз, впрочем, как и всегда, свое обещание хабаровский спасатель выполнил.  

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)