Помидорные тонкости
logo

Темы номера

Помидорные тонкости

По итогам восьми месяцев текущего года масложировая отрасль Хабаровска «просела» более чем наполовину по сравнению с тем же периодом прошлого года.

По данным Хабаровскстата, объем выпущенной масложировой продукции в городе составил лишь 42 процента от уровня января — августа 2015 года. Примечательно, что эти данные органы статистики формируют на основе лишь одного завода — ООО «Балтимор-Амур».

— Такова особенность подсчета, — комментирует главный специалист отдела пищевой промышленности и продовольственных ресурсов городской администрации Вячеслав Козлов. — Хабаровскстат не учитывает предприятия, где менее 100 сотрудников. Вместе с тем в Хабаровске есть еще две крупные компании, относящиеся к масложировой отрасли: ООО «МЖК «Хабаровский» и ЗАО «Соя». У них объемы производства за восемь месяцев выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7 и 9 процентов соответственно.

Возникает справедливый вопрос: в чем тогда причина снижения  объемов производства на «Балтимор-Амуре»? Попробуем разобраться.

Огурцы из Индии

Итак, ООО «Балтимор-Амур» входит в российский холдинг ЗАО «Балтимор», головной офис которого расположен в Санкт-Петербурге. По оценкам независимых аналитиков, в 2005—2006 годах компания занимала более 50 процентов рынка страны, а на Дальнем Востоке 70 процентов рынка приходилось на «Балтимор-Амур».

Сегодня на фоне снижения покупательской способности населения и девальвации рубля «Балтимор-Амур» испытывает трудности с реализацией продукции и обеспечением сырьевой базой. 

— Сырье, используемое для производства, мы закупаем преимущественно в западной части России и за рубежом, — рассказывает генеральный директор ООО «Балтимор-Амур» Сергей Прокопьев. — Из Краснодарского края к нам идут овощные пюре, Китай — поставщик томатной пасты, из Индии ввозятся огурцы. Также работаем с Вьетнамом, Таиландом. После 2014 года, когда рубль серьезно подешевел, цены на импортируемые товары значительно выросли, и это не могло не сказаться на стоимости конечного продукта. 

При этом нужно учитывать, что удорожание могло быть еще больше, если бы не политика зарубежных партнеров. Так, Китай снизил отпускную стоимость томатной пасты с 1,8 долл., до 1,25 долл. США за 1 кг. И это экономически обосновано, ведь в противном случае китайский экспортер вообще рисковал лишиться российского рынка сбыта.

Из пустого в порожнее

Предприятия-конкуренты, чьи производства расположены в европейской части России, в этих условиях получили серьезные преимущества.

— Представьте, всю стеклотару везем с запада страны, в Хабаровском крае стекольных заводов попросту нет, — продолжает Сергей Прокопьев. — В 2010 году Орехово-Зуевский стекольный завод рассматривал площадки для размещения производства на территории региона, но что-то помешало воплотить проект в жизнь. Получается, мы везем отдельно тару и сырье, в то время как конкуренты привозят уже готовую расфасованную продукцию. Это позволяет им значительно снизить транспортные расходы и предложить более выгодную цену.

Выход из сложившейся ситуации один — искать поставщиков сырья внутри региона. И в настоящее время «Балтимор-Амур» прорабатывает варианты сотрудничества с местными сельхозпроизводителями.

Кстати

ООО «Балтимор-Амур» — ведущий производитель овощной консервации в Хабаровске и Хабаровском крае. Предприятие выпускает томатную пасту, кетчуп, овощную икру, уксус, готовые салаты и закуски, а также широкую линейку соков. Реализация товара производится через дистрибьюторскую сеть в Иркутскую, Читинскую, Амурскую, Магаданскую, Сахалинскую области, Хабаровский, Приморский, Камчатский края, Республику Саха (Якутия) и ЕАО. 

— Близость сырьевых ресурсов — одна из основ успешной работы, — говорит директор предприятия. — Но мы понимаем, что в одночасье переломить ситуацию не получится. В своем производстве используем различные виды овощей. К примеру, один сорт помидоров подходит для приготовления томатной пасты, другой — кетчупа, третий — томатного сока, четвертый — маринования и т.д. Что-то растет в нашем климате, что-то нет. Мы наладили контакт со специалистами в области выведения семян, которые дадут свои рекомендации относительно той или иной культуры. Надеемся, что уже в следующем году нам удастся договориться с местными фермерами, которые будут поставлять свою сельхозпродукцию. Определенным подспорьем в данном случае могут стать и садоводческие некоммерческие товарищества.

ТОСЭР в помощь

Для того чтобы повысить конкурентоспособность, ООО «Балтимор-Амур» рассматривает возможность вхождения в состав ТОСЭР «Хабаровск». В планах предприятия разместить в индустриальном парке «Авангард» цех по переработке овощей. Окончательное решение будет принято после завершения всех экономических расчетов.

— Став резидентом ТОСЭР, мы получим целый ряд преимуществ, — объясняет Сергей Прокопьев. — Это налоговые льготы, упрощенная система привлечения иностранной рабочей силы, готовая инфраструктура и т.д. На одном только газе могли бы сэкономить около 3 млн руб. в год. Это серьезно облегчит нам жизнь.

Еще одним приоритетным направлением работы предприятия является поиск новых рынков сбыта. Еще в 2010—2012 годах около 30—40 процентов выпускаемой заводом продукции поставлялось в Приморский край. Это с учетом того, что через Приморье товар шел дальше, на Сахалин и Камчатку. Однако после того, как на приморском рынке появился местный производитель, экспорт в соседний регион сократился практически в два раза.

В то же время на предприятии изучают возможность поставок за рубеж — в КНР и Японию. К слову, в 2015 году продукция завода была представлена в центре беспошлинной торговли в уезде Фуюань (КНР), где пользовалась большим спросом.

— Реализацией в чистом виде мы не занимаемся, — уточняет Сергей Прокопьев. — Работа ведется через дистрибьюторов: они закупают продукцию у нас и распространяют дальше по торговым сетям. С одним из них мы сегодня пытаемся выйти на китайский рынок. Еще один потенциальный клиент, который может представлять наш товар в КНР, есть в Благовещенске. В целом, планируя дальнейшее развитие, мы закладываем рост объемов производства. С учетом привлечения местных сельхозпроизводителей себестоимость продукции станет ниже, а мы сможем улучшить продвижение товара и охватить новые рынки сбыта. Но в любом случае в приоритете останется качество — жертвовать им ради низкой цены не станем.

Илья АВЕРИН

Кстати

Среди поставщиков предприятия практически нет представителей Хабаровского района, близость которого к краевому центру, казалось бы, подразумевает налаживание тесных связей с переработчиками. А ведь еще не так давно хозяйства района не только обеспечивали продукцией местные предприятия овощепереработки, но и кормили хабаровчан и жителей северных районов края. Не повлияла на ситуацию даже произошедшая в районе год назад смена руководства.

…А тем временем министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачёв, побывавший недавно в Хабаровске, критически оценил работу краевого АПК по импортозамещению и обеспечению продовольственной безопасности.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)