Диалог на возвышенных тонах
logo

Темы номера

Диалог на возвышенных тонах

Илья АВЕРИН

Телефонные мошенники, звонящие от имени банков, активизировались в Хабаровском крае.

Повышенный интерес со стороны ушлых разводил к виртуальным кошелькам доверчивых граждан отметили в хабаровском отделении Дальневосточного ГУ Банка России.

«Фиксирую данную информацию…»

На что же рассчитывают любители легкой наживы и какими методами действуют? Попробуем разобраться. И говорить будем не просто общими словами, основываясь на каких-то отстраненных примерах. Дело в том, что до написания материала мне тоже выпала «удача» лично столкнуться с «работниками банка» и записать диалог на диктофон (он выложен на личной странице в соцсетях).

Елейный голос обратился по имени-отчеству, а на вопрос, что от меня требуется, ответил:

— На данный момент нужно удостовериться, что ваши карты не были утеряны или украдены, так как через пластиковый продукт нашего банка идет компрометация ваших личных данных…

Фоном слышался шум работы кол-центра, что создавало иллюзию деятельности крупной конторы. На самом же деле это не более чем специальная запись.

Далее «сотрудник» решил выяснить, каков баланс моей карты. Это делается для того, чтобы знать, сколько денег можно будет списать при получении всех необходимых сведений. Мой ответ «30 тысяч рублей», по всей видимости, удовлетворил звонящего, и тогда мне предложили «застраховать данную сумму». Я, конечно же, согласился.

И тут еще стоит добавить немаловажный момент. Дело в том, что есть слова-маркеры, по которым мошенники выдают себя. В конкретном случае было два основных сочетания: «пластиковый продукт» и «фиксирую данную информацию». Чуть ли не каждый мой ответ лжесотрудник «фиксировал». В интернет-среде эта фраза уже давно стала мемом. Под многочисленными записями подобных разговоров в том же YouTube, многие из которых висят в Сети уже не один год, топовые комментарии примерно такие: «Ходят слухи, что они до сих пор фиксируют данную информацию».

Досадный финал

Далее предстояла процедура «верификации», для чего мне нужно было сообщить номер договора с банком или номер карты. Я согласился пойти по второму варианту и продиктовал 16 случайных цифр, которые тут же записал на листке. После непродолжительной паузы «специалист» поспешил заверить, что данные предоставлены неверно и надо бы повторить. Что ж, повторить я всегда не прочь, а потому зачитываю те же цифры.

Если человек озвучит реальные сведения, то потом его могут попросить продиктовать трехзначный CVV-код на обратной стороне карты или код, пришедший через смс либо push-уведомление. В мои планы лишиться денег не входило, а потому диалог был продолжен в прежнем ключе.

Дополнительные проверки данных ни к чему не привели. Раздосадованный собеседник не понимал, что происходит, и уже несколько раздраженным голосом задал вопрос:

— Платежная система вам какая отображается на лицевой стороне?

— Так… что-то здесь написано, секунду, — оттягивал я момент. — А-а-а, написано: «Что ж ты творишь такое, мошенник?» Не знаю, что бы это значило, подскажете?

Ответом была лишь тишина продолжительностью секунд в пять и прерывание звонка. Что ж, по крайней мере, информацию он явно зафиксировал.

Разные схемы

В хабаровском отделении Центробанка рассказали и о других схемах. Бывало, что в некоторых случаях звонящие, представляясь, называли реальные фамилии сотрудников правоохранительных органов и уговаривали граждан помочь в поимке кибермошенников. Они убеждали клиента оформить кредит в банке, снять полученные деньги и отправить их злоумышленнику через платежный терминал или банкомат, чтобы поймать его с «поличным». Для убедительности с помощью специальной программы на экране телефона человека воспроизводился официальный номер ведомства.

— Чтобы не стать жертвой мошенников, будьте бдительны и проверяйте информацию, — говорит представитель Отделения по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Банка России Дмитрий Реснянский. — Помните, вернуть похищенные деньги через банк не получится, если вы сами сообщили преступникам конфиденциальные данные, которые нельзя разглашать. Поэтому важно придерживаться основных правил безопасности. В первую очередь никому и ни при каких обстоятельствах не сообщайте свои персональные данные и реквизиты банковской карты: трехзначный код с обратной стороны, ПИН-код и пароли из СМС от банка.

Получив внезапный звонок, уточните имя, фамилию, должность звонящего и скажите, что перенаберете его сами. При этом важно делать это по номеру, указанному на официальном сайте организации, а не по тому, который высвечивается на экране телефона.

Не перезванивайте и не отправляйте смс на незнакомые номера, не спешите переходить по ссылкам из сообщений от «банка». В любой непонятной ситуации обращайтесь в финансовую организацию на официальную горячую линию и уточняйте информацию у оператора.

Если все же мошенникам удалось списать ваши деньги, то как можно скорее позвоните в банк (номер есть на обороте карты), сообщите о мошеннической операции и заблокируйте карту. Обязательно обратитесь в правоохранительные органы с заявлением о хищении.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)