«Доброе слово» любому приятно
logo

Темы номера

«Доброе слово» любому приятно

Ирина ТРОЦЕНКО

Что хотят видеть сегодня в СМИ читатели? Чем удержать их внимание, не опускаясь на уровень хайповых публикаций?

форум-1.png

Ответы на эти вопросы искали на Третьем Дальневосточном православном медиафоруме. Проходил он в онлайн-формате, что позволило растянуться во временном промежутке аж до двух недель и охватить больше тем, чем получалось раньше вживую.

Полка прессы

Мероприятие называется «Доброе слово», и темы, поднимаемые на его площадках, полностью название оправдывают.

― Мы переживаем самый непростой год в истории общества и каждого из нас лично, ― говорит Владимир Соловьев, председатель Союза журналистов России. ― Вирус отодвинул все планы и поменял их, с этим тяжело свыкнуться. Многие из нас вынуждены перейти на удаленку. Ко всем проблемам добавилось еще и то, что крупные ритейлеры стали выкидывать из торговых сетей газеты, освобождая полки для продуктов. Якобы они важнее в данной ситуации для людей. Считаю, что это подрыв информационной безопасности! Мы подготовили обращение с просьбой внести газеты в список жизненно необходимых вещей. Тогда никто не сможет выкидывать СМИ с полок!

«Только сдвинь корону набок, чтоб не висла на ушах!..»

форум1.png

Год жизни в пандемии показал: «корона» приелась людям, они хотят уйти от этой пугающей темы.

― На сайте мы видим, что меньше всего читают материалы про то, как герои борются с коронавирусом и его последствиями, как выживают в пандемию, ― говорит Лада Клокова, шеф-редактор журнала «Русский мир». ― Зато вырос спрос на репортажи о путешествиях. Люди читают про города России, вызывает интерес, когда наши журналисты повторяют маршруты, проделанные известными личностями. Например, сейчас мы публикуем, как корреспондент прошел путями Ермака. Тема ковида, болезни, страха и проблем отходит в сторону.

На пленарной сессии участники сошлись во мнении: тема добра сейчас актуальна как никогда. Депрессия ― верная спутница коронавируса мешает видеть мир в светлых тонах и озлобляет людей.

― Негатив, который и раньше высказывали против церкви, во время пандемии стал резче, ― делится епископ Уссурийский Иннокентий. ― В этом году праздник Пасхи встречали в необычных условиях, в некоторых епархиях храмы закрыли и верующие не могли принять участие в службе, у нас обошлись ограничениями по количеству людей. И нет бы поддержать православных, которые и так растерялись, что лишены привычного праздника! Но получилось как в советские годы, когда на церковь были гонения: журналисты и блогеры стали выискивать: не пришел ли кто на службу без маски, не проводят ли где-то Пасху тайно.

Увидел, репостнул ― в тюрьму

форум-2.png

Теме хайпа посвятили отдельную площадку, где журналисты и представители РПЦ обсуждали, как сделать читаемой публикацию не о жареном. К сожалению, в век лайков и репостов материалы о хорошем и светлом котируются ниже, чем любые светские глупости.

― Зрителей воспитали низкосортными сериалами и передачами, а потом удивляются, что им неинтересны истории про простых людей, ― рассказывает Аркадий Мамонтов, известный телеведущий. ― Человек ― мерило всех вещей, и он должен быть главным. Мы снимали про многодетную семью, где мама объясняла, что рожает детей для своей страны, чтобы могли укрепить славу России, сделать что-то хорошее для Родины. И она очень искренна в этом своем убеждении. Про таких людей надо писать и показывать.

Секретарь Союза журналистов России Роман Серебряный посоветовал отложить в сторону гаджеты и оглянуться вокруг, разговориться с соседом или по дороге в автобусе ― уметь видеть темы для репортажей в обыденном. Но всегда задаваться вопросом ― зачем ты это пишешь и зачем читатель должен твой труд читать.

Для тех же, кто не готов расстаться с телефонами, прочла лекцию медиаюрист из Владивостока Галина Антонец. Она напомнила, что лучше сто раз подумать, прежде чем один раз разместить пост в Сети ― из Инета ничто не удаляется совсем. И многие некрасивые и дурные поступки навсегда остались бы просто на совести граждан, не реши они поделиться своими геройствами с миром.

― Из-за пандемии православные пошли в Сеть: здесь проводятся службы, можно заказывать требы и общаться с батюшками, но здесь же они все чаще подвергаются кибербуллингу*, ― предупреждает Галина Антонец. ― Последнее время этот вид травли применяется к верующим. Приведу недавний пример, когда возле Покровского храма во Владивостоке замерз бездомный. Этот случай породил волну негатива в адрес православных, которых обвиняли в гибели несчастного. И в потоке потерялись сообщения, где объяснялось, как на самом деле было. Что он замерз в парке не потому, что его выгнали из храма и не дали обогреться ― в Покровском как раз помогают тем, кто попал в тяжелую жизненную ситуацию пищей и одеждой.

Тик-токер от Бога

Постоянный спикер медиафорума ― батюшка-блогер из Благовещенской епархии Святослав Шевченко в этот раз вещал о покорении новых онлайн-высот. Теперь он несет свет миру в набирающем популярность «Тик-токе».

― Некоторые считают, что «Тик-ток» для малолеток, но там аудитория в основном от 18 до 35 лет. Эта соцсеть привлекательна тем, что в ней быстро набираются подписчики, просмотры, ― рассказывает отец Святослав. ― В «Тик-ток» обычно идут за лайфхаками**, челленджами*** и прямыми эфирами. Это развлекательная сеть, поэтому я сделал первый ролик-знакомство шуточным ― я как бы смотрел на пользователей сверху вниз и появлялась надпись: «Грехи есть? А если найду?». Ролик завирусился, набрал полмиллиона просмотров, сотни комментариев, но большинство из них негативные, и я от греха подальше этот пост удалил. Решил делать посты на тему семейной жизни и называюсь там «Женатый священник».

Батюшка-блогер в коротких роликах объясняет, почему священники не носят кольца (если вы не в курсе, дабы украшения не отвлекали паству во время молебнов и не вводили в искушение, а также, чтобы не зацепиться кольцами за святые дары), показывает внутреннюю кухню храма

Чтобы удержать аудиторию, тик-токер в рясе задействует в съемках семью и даже показал, на каком авто он ездит, сопроводив рассказом, что на зарплату священника в 15—25 тыс. руб. не купишь себе «гелик».

До встреч в эфире

За две недели успели обсудить проекты разных епархий, нравственный подвиг учителей, публикации о церковной жизни в СМИ и многое другое. Следующий форум, дающий возможность высказаться журналистам и представителям РПЦ, пройдет в 2021 году.

Кстати

В течение двух недель на инет-площадках медиафорума не только говорили о необходимости добрых слов, но и рассказывали о добрых делах своих регионов. Так, иерей Георгий Ибрагимов из Хабаровской епархии представил свой проект, получивший грант городской администрации на методическую поддержку преподавания основ православной культуры в школе.

 *Челлендж ― (англ. Challenge) — жанр интернет-роликов, в которых блогер выполняет задание на видеокамеру и размещает его в сети, а затем предлагает повторить это задание своему знакомому или неограниченному кругу пользователей.

*Кибербуллинг ― травля в интернете, намеренные оскорбления, угрозы, как правило, продолжительный период.

*Лайфхак ― способ, позволяющий что-либо упростить.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)