Друг, оставь доносить!
logo

Темы номера

Друг, оставь доносить!

Ирина ТРОЦЕНКО, фото автора

Мы наконец доросли до того, чтобы надевать чужие вещи. Это не намек и не упрек, а констатация факта ― в нашем городе только начинает прививаться культура секонда.

1.JPG

Летом в Хабаровске по франшизе открылся секонд-стор Svalka, миссия которого как раз эту самую культуру прививать.

Норка на взлетной полосе

Располагается он в подвальном помещении, зато в центре города. Спускаешься и первым делом залипаешь у инсталляции на тему старых вещей ― целая стена обклеена отслужившими утюгами, бра, дверными ручками, подстаканниками, джойстиками и прочими предметами, увидев которые, невольно воскликнешь: «У меня тоже такое было!» Что же, начало хорошее ― перемещаемся в зал.

В примерочную очередь. Вот уж чего не ожидала в секонде, так это ажиотажа. Две дамы наряжают своего кавалера, подносят ему за штору все новые и новые (если такое слово вообще употребимо в отношении секонда) вещи. Процесс их явно увлекает, они торопятся, потому что среди рядов еще покупатели, и любой из них ― конкурент.

― Я просто посмотреть, ― сразу снимаю с себя подозрения.

А посмотреть есть на что. В зале одежды меня, например, умилили две норковые шапки стоимостью сто рэ за штуку. Такой же фасончик, помнится, во времена юности был жутко моден, и нашей однокласснице мама купила эту красоту. Называлась она вроде «ракушка», мы же завистливо дразнили «малым аэродромом» за небольшой уклон в сторону, напоминающий взлетную полосу.

― Это у нас еще мало пока вещей ― раскупили недавно почти все, ― объясняет продавец. ― Я только разбираю новые поступления. Можете заглянуть в комнату с книгами, вдруг там вас что-то заинтересует.

IMG_7662.JPG

Чемодан. Меня заинтересовал только он ― советское деревянное детище. У моих родителей сохранилось нечто подобное, но поменьше размером. Старый утюг, который постоянно собирал пионерский галстук в гармошку. Зачем все это брать?

― Люди отдают нам вещи, потому что знают ― мы их не выкинем, ― говорит Анастасия Степашко, руководитель проекта Svalka. ― Это поможет сохранить экологию. Мода ― самый мощный производитель мусора в мире. Когда же вы берете одежду и предметы быта, которыми пользовались до вас, то спасете планету от захламления.

Деньги ― не главное. Правда?

2.JPG

― Экология ― это хорошо, но как преодолеть брезгливость, что раньше это носил кто-то другой?

― До нас только сейчас начинает добираться культура секондов. По себе сужу ― когда заходила в первый хабаровский секонд-хенд на улице Калинина, не тянуло даже потрогать одежду, а сейчас я вижу в нашем магазине вещи, которые подошли бы мне, и покупатели выбирают то, что им по душе. И у нас не обязательно студенты, как принято считать, а люди разного возраста. Кого-то интересуют книги, посуда, пластинки, кто-то хочет сэкономить на гардеробе. В Москве и Питере идет массовое развитие секондов, на Дальнем Востоке это течение не так популярно, потому что у нас рядом Китай, где можно было недорого одеться.

― В чем выгода секонда?

― Покупателям недорого. От 50 руб. можно купить изделие в нормальном состоянии, по 500 руб. ― самое дорогое. Есть вещи раритетные, на них цену ставим выше. Например, чемодан советский, который вы видели. С тысячей можно образ создать себе ― это же прикольно! Например, приходили молодые люди, у них намечалась ретровечеринка, так они полностью у нас оделись и были счастливы.

― А прибыль? Все-таки это в первую очередь бизнес.

IMG_7656.JPG

― Для нас как для организаторов это коммерческий проект. Мы получаем выручку с продаж и огромное удовольствие от самого процесса. Пока не все складывается, как планировалось, но думаю, в ближайшее время Svalka покажет себя. Она уже доказала свою жизнеспособность, хотя корона подкосила. Приезжали коллеги из владивостокского секонда. Делимся с ними опытом, это тоже интересно.

― Какая выгода тем, кто сдает вам вещи? Они имеют свой процент?

― Вещи мы принимаем бесплатно. Если мы будем платить тем, кто сдает, то нам придется поднять цену на них. А сейчас они дешевые, и их может позволить себе каждый. Выгода в том, что мы избавляем от ненужных вещей. Люди скапливают их годами и не знают, что с ними делать. Нам оставляют заявку, приезжаем и забираем ― расхламляем. Конечно, мусор всякий желательно нам не выносить, нам дают пакеты, мы сортируем их уже здесь ― на пороге не будем вскрывать и разглядывать. Что-то отдаем в магазин, а что-то благотворителям, потому что, честно говоря, вещей намного больше, чем мы в состоянии продать. Иногда кладут в пакеты постельное белье, полотенца и одеяла ― их мы отвозим в приюты для животных, там используют их для подстилок. В Москве отдают на переработку, тем самым вносят вклад в экологическое благополучие, но мы не нашли, куда сдавать вещи.

Бюджетная история

IMG_7659.JPG

― Кто ваши покупатели?

― Кто умеет экономить на вещах. По цене одной вещи в салоне у нас можно взять четыре. Да, их кто-то уже носил, но если вы за экологию, то спокойно это примете. Это сильная мотивация для тех, кто сдает, и тех, кто покупает у нас. В секонде вещи с историей, своей атмосферой и энергетикой, которые можно почувствовать, взяв в руки. Сама как-то в августе замерзла по дороге на работу, попался на глаза пиджак, надела его, и он так мне понравился, что оставила себе и проходила в нем до холодов.

― В городе есть магазины подобной направленности, которые пришли на рынок раньше вас. Как новичку заявить о себе?

― У нас есть страничка в «Инстаграме», над которой работают пять человек. Подбираем разные истории, проводим акции, общаемся с подписчиками. В директе я всегда сама отвечаю ― руководитель должен понимать, что нравится потребителям, какие у них проблемы, что их интересует.

― Обычно осенью или зимой достаешь теплые вещи и первым делом проверяешь карманы и радуешься, если находятся деньги. А вам попадались заначки или записки?

― Нет, видимо, перед тем, как нам сдать, люди еще раз проверяют все карманы. На книгах есть дарственные надписи и пометки на полях, и это интересно. Ты будто прикасаешься к чьей-то жизни. Кажется, только ради этого можно заглянуть в секонд!

По данным управления торговли, питания и бытового обслуживания администрации Хабаровска, по состоянию на 1 января 2020 года на 1 000 жителей города приходится 1163,0 кв. м торговых площадей при нормативе 643,2 кв. м, что превышает норматив на 80,8 проценты.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)