Гражданский форум. Подвиг безымянным не останется
logo

Темы номера

Гражданский форум. Подвиг безымянным не останется

Екатерина БОРТНИКОВА

Хабаровские поисковики ведут новый проект — помогают опознать заброшенные могилы времен Великой Отечественной войны на кладбищах города. Называется он «Хабаровский некрополь».

Первый выезд в поля уже состоялся, где создали технологию опознания.

— Сначала надо понять, военное ли это захоронение, — рассказывает Татьяна Васильченко, куратор проекта, заместитель председателя хабаровского отделения «Поискового движения России». — Самый верный знакзвезда на памятнике, второй по надежности — даты. Мы обследуем место погребения, записываем все данные, которые можно разглядеть или восстановить, снимаем его с разных ракурсов. Хорошее подспорье для нас — фото похороненного. Как ни странно, на многих памятниках они неплохо сохранились.

Не в полях, так в архивах

Этим проектом поисковики занялись ради восстановления похоронных реестров. Они сгорели при пожаре, а оцифровать их, к сожалению, не успели.

— Чтобы найти, где похоронен родственник, надо обратиться в ЗАГС, — рассказывает Ольга Пономарева, методист детско-юношеского центра «Поиск», автор и координатор проекта. — Люди так и делали, но поскольку реестры утрачены, ЗАГС не может им ничем помочь. После трех лет отказов администрация города обратилась к нам, и ребята из центра за полгода нашли все захоронения из запросов. Так проект и начался.

В отсутствии похоронных книг и заключается самая большая трудность. Но поисковики нашли выход из положения — они пользуются базами данных, которые рассекретило Минобороны РФ. Там волонтеры и ищут совпадения с метриками на памятниках. Это непросто, нужно использовать особые техники и знать, почему программы выдают именно такой результат. Поэтому ребят обучает Никита Кобзев, председатель хабаровского отделения «Поискового движения России».

— В отличие от японцев, мы не можем воспользоваться обширными базами ДНК, — говорит он. — В нашем распоряжении только архивы. Если сохранилось фото на памятнике или какие-то следы от метрик, то есть шанс и личность установить, и восстановить боевую судьбу. Если ничего нет или, например, человек умер в госпитале, то там без шансов: госпитальные архивы часто или утеряны, или засекречены.

Для «Некрополя» делают сайт, где будет раздел с перечнем всех установленных захоронений. А еще разработано мобильное приложение для электронного реестра, сейчас оно проходит бета-тест. Доступ к ним сделают свободным: нужно в строке поиска вбить известную информацию и найти родственника в списке. Можно и предложить данные, например, о своих родственниках, чтобы дополнить реестр. Еще разместят фотографии захоронений и изображений на памятниках, чтобы родственники могли убедиться в личности погибшего и оценить, в каком состоянии находится место погребения.

Что выпало на долю героя?

— Это поможет и с акцией «Судьба солдата», когда по заявкам родных мы ищем данные о ветеранах, — говорит Татьяна. — Люди со всей России хотят найти фотографию и данные о боевом пути, чтобы пройти в «Бессмертном полку». Если след погибшего обрывается в Хабаровском крае, то обращаются к нам. Мы не всегда можем помочь как раз потому, что нет реестров захоронений. А с помощью «Некрополя» будут не только опознаны могилы ветеранов, но и восстановлены людские судьбы.

Последние раскрываются порой очень неожиданно. Еще до официального начала проекта в хабаровское отделение поискового движения обратился журналист из Перми с просьбой разыскать захоронение своего земляка Александра Смердева.

— Он говорил, что именно в Хабаровске похоронен чело-век, который в числе первых вошел в Берлин, — рассказыва-ет активист проекта Алексей Пирютко. — Оказалось еще интереснее: мы нашли его родственников, они указали на место захоронения. Стали проверять боевой путь и в наградных документах обнаружили, что Александр Григорьевич и правда руководил отрядом, подготовившим плацдарм для вступления советских войск в Берлин. Когда мы рассказали родственникам об этом, они были в шоке, поскольку при жизни ветеран почти не рассказывал о войне.

Команда пермских журналистов во главе с инициатором поисков приедет снимать фильм об Алексан-дре Смердеве.

Заслуги бывают не только военными

Среди могил ветеранов немало и забытых гражданских захоронений. Их судьбой поисковики тоже хотели бы заняться, но боятся, что на это не хватит ресурсов.

— Разумеется, мы понимаем, что подвиг бывает не только военный, — добавляет куратор проекта Татьяна. — Под за-брошенным безымянным памятником может лежать человек, достойный звания «почетный гражданин», но у нас просто не хватает рук и глаз, чтобы охватить еще и это направление.

— В сезон, когда нет экспедиций, заявок на поиск данных поступает под тысячу, и все они из разных точек России, — добавляет Никита. — Чаще, конечно, из Амурской области, ЕАО, Сахалина, но встречаются и из Калининграда, Белго-родской или Самарской области. Все, что человек помнит, это в лучшем случае, полный набор метрик и то, что, например, последнее письмо от погибшего пришло, допустим, из Хабаровска. А в это время нужно еще искать родственников тех солдат, чьи останки найдены в экспедициях.

Но шансы на то, чтобы опознать некоторые гражданские могилы, все же есть. Здесь, по словам Татьяны Васильченко, выручает традиция хоронить родственников недалеко друг от друга, и если удается найти совпадение по метрикам на близко расположенных памятниках, то, возможно, восстановят еще одну судьбу.

Но, к сожалению, даже некоторые военные захоронения так и останутся безымянными. Если все данные с памятника утрачены и не подлежат восстановлению, то вариант один — поместить фото такой могилы в специальный раздел сайта и приложения и надеяться, что найдется кто-то, кто узнает это место.

Кстати

Проект «Хабаровский некпрополь. Сохраним память о ветеранах!» — победитель конкурса президентских грантов. На его реализацию выделено 2 394 194 руб. Деньги направлены на создание реестра с точными геоданными захоронений ветеранов Великой Отечественной войны, а также на поисковые мероприятия: выезды на кладбища, фотофиксацию, инвентаризацию захоронений.

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)