Какие сети, такие и проблемы
logo

Темы номера

Какие сети, такие и проблемы

Елена ЧЕРНИКОВА, фото автора

Немногим более 7,2 км магистральных теплотрасс (ТМ) предстоит капитально отремонтировать к нынешнему отопительному сезону.

Эти сети обычно называют большими, именно они снабжают город теплом и горячей водой. Общая их протяженность около 400 км, и состояние всегда должно быть исправным. В ремонтную кампанию обычно попадают самые проблемные участки, которые не всегда выдерживают гидравлическую нагрузку, внешние и человеческие факторы.

«Ищут пожарные, ищет милиция…»

Эти строчки из детского стихотворения как нельзя лучше отражают сложившуюся ситуацию в Первом микрорайоне, где на улице Калараша ООО «РегионЭнергоСтрой» ведет капитальный ремонт участка ТМ-19. Проблема, с которой столкнулся подрядчик, возникла не сегодня.

— Мы обратились в комитет по управлению Индустриальным районом, чтобы нам помогли найти собственников гаражей, стоящих на теплотрассе, но результата пока нет, — замечает начальник отдела подготовки и проведения ремонта СП «Хабаровские тепловые сети» Антон Чупов. — Знать бы, что боксы пустые, мы бы их переставили на другое место. Но заглянуть туда нет возможности.

— Какие-то гаражи мы убрали, — добавляет директор ООО «РегионЭнергоСтрой» Иван Шибанов. — А с тремя железобетонными блоками, которые прямо над трубопроводом находятся, не знаем, что делать. Объявления писали, и судя по тому, что их срывают, информация до владельцев дошла, но они все равно не отзываются. Это же не кабель, который можно перетрассировать. Здесь лежит труба большого диаметра. Гаражи дают дополнительную вертикальную нагрузку на лотки, видно, как они потрескались.

При этом жители окрестных домов хотят, чтобы в квартирах всегда были горячая вода и тепло зимой. Но откликаться на призыв энергетиков никто не торопится. Кто и когда дал разрешение установить здесь гаражи, непонятно.

Все решаемо

Протяженность трассы, которую ремонтирует «РегионЭнергоСтрой», около километра. Проходит она мимо домов № 22, 26, 30 на улице Калараша. Кстати, ни один дом не остался без горячего водоснабжения, об этом подрядчик позаботился изначально, протянув два временных трубопровода. Работать в условиях жилмассива, где вокруг газоны, детские площадки, многочисленные парковки с десятками автомобилей, да еще и гаражи, непросто.

— Поставить диагноз, что теплотрасса сложная, не могу, хотя трудности имеются, — продолжает Иван Георгиевич. — А вот изношенность трубопроводов очевидна, здесь часто случаются порывы, поэтому необходим ремонт.

Дальше, в глубине гаражной застройки, картина тоже нерадостная: траншея вскрыта, но вся заполнена водой, которая течет со склонов. Справиться с водотоком пока не получается, хотя насос работает целый день. Над теплотрассой проходит высоковольтная линия, а вокруг боксов висят многочисленные провода — все хотят иметь свет.

— Эти проблемы решаемы, сетевики всегда навстречу идут и помогают, — убежден Иван Георгиевич. — По крайней мере, мы в подобных ситуациях бывали не раз. Всего неделю на объекте, а сделано порядком. Идем в графике.

— Второй участок у подрядчика — ТМ «Горьковская», к ремонту на ней он также приступил 26 мая, — говорит главный специалист городского управления энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций Андрей Унтерберг. — Магистраль проходит под железной дорогой, и там сложностей на порядок больше. Копать нельзя, трубы придется протаскивать под полотном. Работа ювелирная, много согласований с ДВЖД, у которой свои регламенты. Не сомневаемся, что «РегионЭнергоСтрой» все сделает в лучшем виде. Это опытный и проверенный годами подрядчик, который свою работу выполняет только с хорошим качеством.

Под стенами «Плюшкина»

На пересечении улиц Хабаровской и Промышленной, где находится эконом-магазин канцелярских товаров «Плюшкин», трудится другой подрядчик, не менее авторитетный и надежный, — ООО «ГарантСтрой». Участок ТМ «Промышленная», который надо отремонтировать, всего 400 м. Но в первые же дни обозначилась проблема.

— Начали готовить траншею и тут же наткнулись на силовой кабель в 110 кВт, — объясняет директор предприятия Алексей Каминский. — Он ни на одной схеме не обозначен, что стало для нас неожиданностью. Нашли владельца, получили от него разрешение на работы. Придется копать вручную с соблюдением всех мер предосторожности. Понятно, долго и непроизводительно, но по-другому нельзя.

«ГарантСтрой» зашел на объект 27 мая, установил заглушки на трубы, снял зеленый газон, выкопал деревья и передал их «Горзеленстрою». За неделю уже демонтировано два десятка метров трубопровода, вскрыта камера. Решили в этом году работать локально: вырезают четыре лотка, столько же укладывают с трубой. Засыпать будут участками чуть больше, метров по 20, чтобы траншею не заливало и она не заиливалась. Тогда не придется использовать и ручной труд на очистке лотков.

— Проверим на практике такой метод, если он себя оправдает, будем и дальше его применять, — заверил Алексей Николаевич. — Работа для нас знакомая, люди опытные, техники достаточно. Надеемся к 1 сентября закончить не только ремонт, но и благоустройство восстановить. Замечу, что горячая вода в ближайших жилмассивах не отключена, мы заблаговременно позаботились и смонтировали временную трассу. В Хабаровске у нас ТМ «Промышленная» единственный объект. Другие посчитали, что смогут дешевле ремонт выполнить, мы спорить не стали. Цены сегодня кусаются, и снижать стоимость контракта себе дороже. Этот ремонт обойдется в 20 млн руб.

Перерасчет возможен

При ремонте теплотрасс появляется еще одна проблема, которая касается горожан. Во временных трубах нет циркуляции, поэтому качество ресурса несколько снижается.

— Действительно, горячая вода подается на пониженной температуре, — разъясняет заместитель главного инженера СП «Хабаровские тепловые сети» Андрей Шлома. — Не только на этом участке, но и везде, где идет реконструкция магистральных трубопроводов. Сливать воду надо долго, а у всех счетчики. В таких ситуациях должны поработать управляющие компании, они знают, что надо составлять акты и передавать нам. При правильно оформленных документах ни одному жителю еще не отказали в перерасчете.

Начало очередному большому ремонту положено. Выполняют его пять подрядных организаций, среди которых есть один новичок — новосибирская компания выиграла конкурс и взялась за реконструкцию ТМ-31, участок находится в границах переулка Промышленного и одноименной улицы. Кроме того, предстоит привести в порядок теплотрассы в Рабочем Городке, на Пятой площадке и в Краснофлотском районе.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)