Капитал — в качество жизни
logo

Темы номера

Капитал — в качество жизни

Петр МАЗУР

На гребне второй волны коронавируса сложно говорить об инвестициях, еще сложнее зазвать капитал в проекты. Но именно в таких условиях правительство страны готовит перезапуск инвестиционного цикла.

Корабль плывет, но волны беспокоят

Насколько эта процедура способна защитить населения от дальнейшего обнищания и позволить начать восстановление экономики?

Нелегкая ноша падает на плечи созданного Агентства инвестиционного развития, которое возглавил первый заместитель министра экономического развития Андрей Иванов. Больно сложная задача — как можно быстрее вернуть инвестиционный процесс на докризисный уровень, что в нынешних условиях потребует сверхусилий. Процесс может подрезать оптимизация федерального и региональных бюджетов, которую вряд ли удастся обойти в будущем году. Поэтому на первый план выйдут защита и поощрение капиталовложений в рамках законодательства. Параллельно закладывается ежегодный рост выше 5 процентов.

Как сообщил глава Минэкономразвития Максим Решетников, роль агентства не только развивать существующую инфраструктуру инвестпроектов, но и выступать посредником в диалоге между государством и бизнесом, а также оказывать другую поддержку, включая помощь в привлечении финансов для конкретных проектов.

По сути, Минэкономразвития вместе с новой структурой готовятся к прорыву. Это рост экономики в будущем году на 3,2 процента, в третьем квартале — выход на докризисный уровень. Увеличение ВВП — 5 процентов.

Но, как говорится, человек предполагает, а бог располагает. Пандемия несет неопределенность, социальное дистанцирование, сдержанный спрос, сниженную инвестиционную активность. Ситуация настораживает. Работая с колес, предприятия тянутся изо всех сил, лишь бы не упасть ниже 10—15 процентов. Производство должно крутиться, а оно, на беду, замедляется.

В этом году экспорт товаров по стоимости упал на 25 процентов. Но при этом есть отдушина — он по-прежнему больше импорта на несколько десятков миллиардов долларов. Лучшего момента для приобретения лекарств и оборудования в нынешней ситуации трудно представить. Сокращение импорта на 10 процентов некритично. ВВП по году может упасть до 8—12 процентов. Подобную ситуацию мы пережили в 2009 году. Причем падение в некоторых развитых странах было или аналогичным, или еще большим. К примеру, во Франции — 13,8 процента. Так что никто от подобной ситуации не застрахован. Но мы кое в чем даже вырастем. К примеру, в производстве медикаментов, спецодежды и медицинского оборудования — на 17—20 процентов, 5—7 процентов прибавим в продовольствии.

Ничто нас не разлучит

С инвесторами город и край дружат вопреки всем трудностям. За 8 месяцев текущего года объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям Хабаровска составил 48,1 млрд руб. Рост — 10 процентов. Капитал, как известно, идет туда, где положительная динамика развития. За 8 месяцев текущего года оборот организаций по сравнению с аналогичным периодом 2019-го составил 108 процентов. Промышленное производство поднялось до 110 процентов.

Краевой центр подал пример региону. Недавно эксперты обсудили перспективы Дальнего Востока как глобального центра внедрения новых, прорывных технологий и пилотных проектов. Составлен инвестиционный рейтинг субъектов ДФО за первое полугодие 2020 года. Важно подчеркнуть, что динамика инвестиционной деятельности анализировалась с учетом вклада действующих преференций. Эксперты «Востокгосплана» оценили также общеэкономические показатели, выявили сильные и слабые стороны дальневосточных регионов, определили тройку лидеров инвестиционного рейтинга. Хабаровский край занял второе место после Магаданской области.

А пока все мы живем как на вулкане. Рушит многие планы вторая волна пандемии. Сразу несколько аналитических агентств и компаний провели исследования среди предпринимателей. Выводы неутешительные. Треть участников заявили, что их бизнес готовится «умереть», 21 процент сочли «гибель» наиболее вероятным исходом. Но 25 процентов участников заявили, что эпидемию переживут, 41 процент сочли благоприятный исход наиболее вероятным.

По данным исследователей, прямые иностранные инвестиции в мире в этом году могут просесть на 40 процентов, до одного триллиона долларов впервые с 2005 года. Инвесторы в замешательстве перед перспективой глубокой экономической рецессии. Тем ценнее каждый вложенный рубль.

Недочеты стратегии

На этом фоне приподнять настроение земляков признана Национальная программа развития Дальнего Востока, утвержденная правительством страны. По данным Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, на этапе подготовки судьбоносного документа, рассчитанного на 15 лет, поступило 16 518 предложений. Цифра впечатляет. Правда, непонятно, как при такой скрупулезности могли попасть в программу предложения типа «восстановить шахты «Центральная» и «Тигровая», закрытые как небезопасные и нерентабельные? Тем более что там был взрыв, и погибли люди.

— Программу не обсуждали на местах, стало быть, она уже не национальная, — резюмирует депутат Сахалинской областной думы Александр Болотников.

— Ноль внимания проявили разработчики к деловым предложениям Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, — заметил его директор Юрий Авдеев.

По мнению доктора экономических наук Вадима Заусаева, в основе программы не лежит самое главное — системный анализ. Не сбалансировали создаваемое с условиями жизни и воспроизводства здесь человека.

В выводах ученых иногда проскальзывает вопрос: не промахнулись ли мы с ТОРами? В строки документов о них легла идея: за счет больших инвестиций создать новые рабочие места для закрепления дальневосточников, восстановить демографический потенциал макрорегиона. Приезжие должны были прорасти корнями. По словам доктора экономических наук, профессора Владивостокского института экономики и сервиса Александра Латкина, этого не произошло. Предпочтение получили представители других регионов России и иностранцы. Своих обидели.

Территория комфорта

Отток населения с Дальнего Востока не остановился. Улучшения качества жизни не произошло. Пятилетка ТОРов пролетела, а результаты с благополучием населения не состыковались. Хоть возвращайся к первому предложению дальневосточных ученых: назвать ТОРы территорией комфортной жизни. А это означает, что каждый вложенный рубль должен быть ощутим в виде улучшения благосостояния. Жаль, что люди не почувствовали перемен. Это при том, что в ТОРах и свободном порту Владивосток один из самых низких в АТР уровень налоговой нагрузки.

Так почему же эти преференции не повлияли на повышение качества жизни населения, к примеру, на уровне здравоохранения, ЖКХ, цен? Эдак пролетит еще одна пятилетка — и снова мимо комфорта? Заоблачные цифры о будущем макрорегиона мало кого задевают. Молодые стремятся покинуть Дальний Восток. Обещанные супертехнологии тоже не пришли. Разговариваешь с выпускниками, студентами — не видят они для себя перспектив.

Как же так? Впереди более тысячи новых предприятий, триллионы заявленных инвестиций. Какая тут нужна перезагрузка? Может, усадить за один стол дальневосточных ученых-экономистов и выслушать их предложения? Нет сомнения: с пятилетней вершины им все видно.

Инвестиции тогда хороши, когда каждый дом, каждая семья видят от них пользу. Когда сюда, на край земли, зовут своих знакомых и родных, потому что живется здесь лучше. Вот такую инвестиционную перезагрузку ждут наши земляки.

Кстати

Думается, Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока до 2024 года и на перспективу до 2035 года четко проложит дорогу подъема уровня жизни земляков. Не поздно послушать и предложения дальневосточных ученых-экономистов, которые по каким-то причинам не получали программу на экспертизу. Их не спросили, как видят развитие регионов, как разумно вложить капитал в живущих здесь людей. Неужели из Москвы виднее?

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)