Купельные страсти
logo

Темы номера

Купельные страсти

Ирина ТРОЦЕНКО, фото автора

Впервые верующие краевого центра отмечали Крещение в условиях пандемии.

первая.JPG

Первый и самый мощный удар по православной традиции нанесли контролирующие органы, поставив под сомнение благоразумность организации январских купаний в реке. В принципе, затея погружения в ледяную воду на лютом морозе кажется сомнительной всем, в ком вера не крепка, но кто-то же видит в этом смысл! Митрополиту удалось отстоять хотя бы одну иордань, чтобы народ не начал прорубать «дикие» купели: подобная самостоятельность может привести к трагедии.

Но обо всем по очереди.

Хэлп, православные!

Тонны освященной воды разлиты в хабаровских храмах на праздник Крещения.

Накануне Крещения, в сочельник во всех храмах города прошел чин освящения воды. После свершения обряда началось самое массовое действо ― за водой потянулись хабаровчане.

Приход Покрова Пресвятой Богородицы, расположенный не в самом гостеприимном районе города: на Пятой площадке, перед праздником кинул клич в соцсетях: требуются помощники на разлив воды. Дело вроде нехитрое, и мы вызвались добровольцами. Наша смена пришлась на «прайм-тайм» ― с пяти до восьми вечера, когда народ после работы может зайти за водичкой в храм. Чтобы не собирать очереди, и понадобилось призвать волонтеров.

В малом приделе и в обычные дни тесновато, а сегодня особенно: много места занимают огромные емкости с водой по 400 л каждая. Возле одной из них мне нести дежурство. Еще пару лет назад водочерпиям приходилось на Крещение орудовать ковшиками и воронками ― потом болят все мышцы и мозоли на руках. Сейчас все гораздо проще и менее трудозатратно. Разве что спина устанет в наклон стоять. Сдавшие нам пост сестры почти все удалились, держась за поясницы.

От простого к сложному

IMG-20210118-WA0024(1).jpg

Небольшой инструктаж. Что касается воды, все просто: ставишь бутыль, из шланга наливаешь, закручиваешь, ждешь следующего. Посложнее с новыми требованиями, которые диктует ковидное время: граждане, протягивающие тебе тару, должны быть обязательно в масках и соблюдать социальную дистанцию. Это на тот случай, если одновременно много народу придет. И уж самое сложное ― консультировать. Люди могут спросить у тебя что угодно, видя в человеке со шлангом, из которого бьет святая вода, сведущего в вопросах религии.

― Обычно спрашивают, чем отличается вода в Крещение от той, что можно набрать на Сочельник, ― говорит Татьяна Горецкая, распространитель в церковной лавке прихода. Сегодня у нее выходной, который она полностью посвятила разливу воды. ― А это та же самая освященная вода, и для человека верующего она обладает одинаковыми свойствами и является святыней. Так и отвечай.

За смену повторить за наставником удалось дважды. В основном граждане заходили, осторожно оглядывались и доставали из авосек и рюкзаков тару: от маленькой майонезной стеклянной банки до неподъемной на вид канистры.

― Это я на всю работу беру, ― расставляет передо мной разномастные бутылочки женщина, будто опасаясь, что ее упрекнут в жадности. ― Меня и отпустили пораньше, чтобы заскочила в храм и для всех запаслась.

― На здоровье!

На слово поверим?

IMG_8099.JPG

Если вы думаете, что на Крещение холодно только в проруби, то ошибаетесь. В приделе возле баков с ледяной водой о-о-очень свежо. Моя наставница, заметив, что начинаю постукивать зубами под маской, принесла мне кофту. Фасончик, конечно, не по моде, но зато в ней гораздо уютней. Тепло чужой кофты вспомнилось на следующий день, когда мы высадились на берегу реки в микрорайоне Красная Речка. Хорошо, что газета не может передать этот ужас: ветер злобно расшатывает трубы палаток, куда прячутся люди от мороза, рвет оградительные ленты вокруг иорданей и превращает в лед прорубленные купели. Спасатели через каждые десять минут раскалывают его лопатами и отгребают стекляшки в сторону.  Господи, неужели в таких условиях можно решиться залезть в воду?

— Ну это же просто для того, чтобы испытать себя, — уверяет хабаровчанка Ирина. — Я, например, даже некрещеная, но мне интересно — смогу ли. В прошлом году первый раз окуналась в парке Северном, но тогда было тепло, не то что сейчас. Одна надежда на то, что ледяная вода согреет — когда выскакиваешь из нее, тебе жарко! 

В ожидании жары «купальщицы», которых к открытию купели набралось уже с десяток, сидят возле печки. 

В одной из палаток идет молебен. Просочиться внутрь нереально: замерзшие верующие стоят плотно. Тем временем на берег прибывают все новые желающие окунуться. Поток машин приходится регулировать инспектору ГИБДД. Вообще сегодня здесь, на берегу, парад всех служб в полной боевой готовности: врачи, спасатели, полицейские, дружинники, военные, представители городской администрации и районной власти.

— У нас сегодня организовано дежурство на весь день, — говорит Мария Матаева, председатель комитета по управлению Индустриальным районом Хабаровска. — Они измеряют в палатках температуру, следят, чтобы не было заболевших и предупреждают людей, что не стоит окунаться тем, кто недавно перенес заболевание и чувствует слабость. Запускаем только по десять человек — соблюдаем социальную дистанцию.

Вот из палатки появляется батюшка, опускает крест по очереди во все четыре иордани и вырубленное во льду распятие. Значит, можно погружаться в воду.

По очереди, теряя тапки, примерзая мокрыми подошвами ко льду, на ветру выстраиваются морозоустойчивые граждане. Самые крепкие ныряют с головой, расплескивая вокруг воду, которая уже на лету превращается в льдинки.

— Хорошо же! — фыркает от удовольствия дюжий молодец.

Поверим пока ему на слово. Или вы уже готовы повторить их подвиг?


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)