Называйте меня просто «доктор»
logo

Темы номера

Называйте меня просто «доктор»

Елена ТИХОНОВА, фото автора

Председатель правительства Михаил Мишустин подписал постановление о Дне работника скорой медицинской помощи, и мы впервые официально отмечаем праздник 28 апреля.

Именно в этот день в 1898 году в Москве появились первые организованные станции скорой медицинской помощи и первая пара карет для перевозки пациентов. 

Хотя исторически у неотложки 140-летний юбилей.

От конной повозки до реанимобиля

В 1881 году в Венском театре оперы случился пожар, погибло 479 человек. Обожженные люди лежали на снегу, более суток многие не могли получить помощь, хотя в городе имелись хорошо оснащенные клиники. Именно тогда возникла идея организовать специальную выездную службу для пострадавших от несчастных случаев.

В Хабаровске станция скорой помощи была открыта в 1927 году. Она располагалась на улице Артиллерийской (ныне Истомина). В штате было всего три врача и одна машина. Работали круглосуточно. Скорая помощь оказывалась всем без различия социального положения, автомобиль СМП имел право разгоняться до 70 км в час. У персонала на рукаве — красный крест.

Уже за первый месяц неотложка обслужила 152 вызова.

В постоянном движении

Главврач Николай Коваль.jpg

8 утра, пересменка. Во дворе Центральной подстанции стоят несколько готовых на выезд машин. Еще зимой нельзя было застать ни одной - ни днем, ни ночью. Коронавирус. Коллеги из разных бригад хоть и дежурили в одну смену, не виделись неделями. Машины даже не заезжали на подстанцию, метались с вызова на вызов.

— Да, год выдался сложным, — говорит главный врач ССМП Николай Коваль. — Если обычно в оперативный отдел поступает 700—800 обращений в сутки, во время пандемии их количество увеличилось вдвое.

Устали все. У нас дефицит кадров, а тут несколько месяцев подряд сплошной форс-мажор. Практически без отдыха, в постоянном движении, перекусы на ходу и короткий сон в машине, пока едешь на вызов. Сотрудники брали больше дежурств, пытались как-то контролировать ситуацию в городе.

Самое ценное в арсенале

Николай Коваль в разгар пандемии был на переднем крае: к обязанностям руководителя ССМП он приступил всего три недели назад. До этого с 1994 года работал врачом выездной бригады, с 2008-го — врачом-реаниматологом.

Главврач — это другой уровень ответственности и эмоциональной нагрузки, но и возможностей что-то изменить гораздо больше.

— Проблемы у нас есть, я знаю их изнутри, вижу пути решения, — говорит Николай Николаевич. — Но жаловаться тоже нельзя, работаем с тем, что есть. А теперь в крае новое руководство, которое понимает наши сложности, поэтому я и согласился на эту должность. Думаю, у нас все получится.

— Много сотрудников уволилось во время «короны»?

— Нет, народ у нас стойкий. Уходили только по болезни, когда заражались. Но выздоравливали и возвращались в строй. Работать на скорой сможет не каждый, здесь случайные люди не задерживаются. Дефицит времени требует быстрого принятия решений, а диагноз часто приходится ставить исходя из опыта работы. Опыт — самое ценное в арсенале врача скорой помощи.

И это понятно. Бывает, повод вызова один, а по факту оказывается совсем другая ситуация. Вот и разберись!

Когда набираешь «03»

Диспетчер Любовь Диянова.jpg

Знакомьтесь: Любовь Диянова, фельдшер по приему вызовов. Именно к ней стекается вся информация.

— Вызов принимают оперативные диспетчера и передают сюда, на компьютер подстанциии, — уточняет она. — А нам важно учесть все исходные данные: количество вызовов, их характер, возраст пациента, количество бригад, в том числе и специализированных. Я как старший диспетчер подстанции должна максимально распределить силы и возможности.

Смена водителей длится 12 часов, у врачей и фельдшеров график суточный. Необходимо найти время для 20-минутного обеда бригады. Но про еду приходится забыть, если поступил вызов.

— Мы всегда видим, кто где находится, у нас есть оптимизированная программа приема и передачи «Исток». У всех бригад планшеты. Я должна передать вызов не дольше чем за 4 минуты, чтобы выпустить машину. На нашей подстанции примерно 200 звонков за сутки, и каждый нужно отработать от и до. А за год вся ССМП обслуживает 260 тысяч вызовов.

Любовь Владимировна работает здесь 20 лет и не припомнит такой сложной ситуации, как во время нынешней пандемии.

— Наши машины часами не могли прибыть к больным. Люди звонили, ругались. Сердце болело за всех. Диспетчера выходили из стандартных вопросов, успокаивали, объясняли, уговаривали подождать.

По профессии я фельдшер. После окончания училища работала в 1-й краевой больнице в ревматологии. Потом устроилась на скорую. Получила высшее экономическое образование. Оно здесь совершенно не лишнее.

Потому что призвание

Врач Дмитрий Новгородов.jpg

Врач Дмитрий Новгородов на скорой работает десятый год. Когда-то студентом второго курса пришел сюда санитаром. После учебы поработал в стационаре, но скоро понял — не то пальто, и вернулся в неотложку. Призвание, однако!

— Главное качество врача скорой — стрессоустойчивость, — считает он. — Знания и вера в свои силы тоже важны. Ситуации случаются разные, иногда нужно очень быстро соображать. Диагностические возможности скорой, как и оснащение машины, ограничены, поэтому при сложных случаях отвозим больного в стационар.

— Иногда нужно использовать носилки. А что делать, если в квартире нет второго мужчины?

— Выходим в подъезд, звоним во все двери, идем на улицу, просим помочь. Такое случается и среди ночи. Зовем соседей, извиняемся. Как правило, нам не отказывают. Люди у нас добрые.

Самым трудным в своей работе Дмитрий считает вызовы к детям. Психологически сложно, когда мама, бабушка, а то и папа в истерике. Порой даже осмотреть ребенка — проблема.

Врач всегда должен быть спокойным и мыслить трезво, но полностью абстрагироваться не получается. Чувство сострадания, понимания в карман не спрячешь. Люди не виноваты в своем недуге. Кто-то капризничает, кто-то плачет, кому-то очень страшно. Они бывают под воздействием различных веществ, а то и агрессивны. А работать надо со всеми.

— Обидно, когда сталкиваешься с обманом, — делится врач. — Вот как-то звонок — человек потерял сознание. Это экстренный вызов, включаем сирену, мчимся, подвергаем опасности жизнь свою и окружающих. Потом идем по этажам с полной выкладкой — дефибриллятор, аппараты, носилки. А там все в порядке, просто хотели, чтобы мы поторопились.

Родные, они же коллеги

Фельдшер Катерина Бредихина.jpg

Катерина Бредихина работает фельдшером в одной бригаде с мужем. Он тоже фельдшер, причем между сменами спешит еще и на сельскую скорую.

— А дочка заканчивает третий курс медицинского колледжа, — говорит Катерина. — Будет ли потом работать с нами? Не знаю, сама решит.

Катерина Александровна на скорой почти 20 лет. С детства мечтала стать медиком, хотя родители железнодорожники.

— Тот, кто у нас задержался, уже не уходит, — рассуждает она. — Мы любим нашу скорую. Вот терапевт. Больной пришел к нему на прием, тот назначил лечение. Через неделю будет улучшение. Или не будет. А тут сразу результат.

— Зато у врача на двери табличка: «Иванова Марья Ивановна». А вы безымянные, даже бейджика нет, — возражаю я.

— К нам обращаются просто «доктор», бабушки называют «доченька», «деточка». Я не хочу, чтобы было по-другому. Мы же экстренная помощь, не нужно с нами знакомиться. Мы сделали, что нужно, и уже спешим к другому больному. Хотя иногда ситуация цепляет. Переживаешь, особенно за деток. Потом находишь в планшете номер, звонишь, спрашиваешь, как там дела.

Иногда в СМИ попадают вопиющие факты нападения на врачей скорой помощи. Увы, им приходится сталкиваться и с неадекватными людьми. Но завтра, если придется, вновь приедут по тому же адресу.

Вот такие они, сотрудники неотложки. Самоотверженные и решительные.

— Это необыкновенные люди, суперспециалисты, — говорит Татьяна Скорик, замначальника городского управления по физкультуре, спорту и здравоохранению по вопросам охраны здоровья. – В сложной ситуации с коронавирусом они были на переднем плане. Участковые врачи не могли добраться до больных сутками. Только скорая пришла на помощь, на них была вся надежда. И в праздники во время массовых гуляний несколько бригад стоят на боевом посту, всегда готовые прийти на помощь тем, кому станет плохо.

Николай Коваль:

— Хочу пожелать самого крепкого здоровья моим коллегам. Пусть будет меньше сложных вызовов, меньше поводов доставлять пациентов в больницы. Пусть будут почет и уважение, которого они заслуживают. Удачи вам, непоколебимой веры в себя, в свои силы. Пусть звук мигалки машины с красным крестом всегда символизируют добро, качественную и своевременную помощь. С праздником вас, герои в белых халатах!

Сегодня ССМП — это крупное учреждение здравоохранения, где работают 105 врачей, 410 фельдшеров и медсестер. 62 бригады различного профиля выезжают на помощь больным и пострадавшим по первому звонку. Шесть подстанций располагаются в городе таким образом, чтобы в любую точку города прибыть в течение 20 минут.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)