Нутрия — это не только ценный мех!
logo

Темы номера

Нутрия — это не только ценный мех!

Ирина ТРОЦЕНКО, фото автора

Необычное прибавление в хабаровской многодетной семье — супружеская пара завела нутрий.

нутрии.JPG

Идея открыть первую в нашем крае ферму по разведению этих зверьков принадлежит главе семейства Вячеславу Бессмертному. Когда-то он держал кроликов и птиц, но захотелось попробовать что-то новое.

Оранжевое здоровье

— Я сначала испугалась, говорю, не справимся, — признается хабаровчанка Александра Бессмертная. — Но муж уже загорелся и сумел меня убедить. Поискали в интернете, нашли заводчика в Приморье и договорились купить у него зверьков. Наше решение многих удивило, даже шутили: мол, многодетная семья крыс берет. Не люблю, когда их называют крысами, это грызуны, они больше на бобров похожи, хотя хвосты у них действительно крысиные. Да сейчас сами все увидите!

Мы подъезжаем к месту будущей фермы. Бессмертные взяли в аренду землю под хозяйство. На покупку первой партии нутрий им выделили 30 тыс. руб. по соцконтракту в качестве поддержки многодетных, решивших заняться своим делом. Этого хватило на покупку, доставку, а домик для зверьков рукастый Вячеслав сделал сам.

— Все про них прочитали в интернете, что они теплолюбивые, у них диетическое мясо, плюс шкурки, но одно дело видеть их на мониторе, а другое — вживую, — улыбается молодая женщина. — В июне нам привезли тринадцать особей. В четыре месяца они были размером со среднего кота, это сейчас уже вымахали с добрую собаку. Один, самый ленивый, вообще разъелся до 10 кг! Я их увидела тогда и удивилась, что у них ярко-оранжевые зубы. Сразу бросилась звонить фермеру, он успокоил, что у нутрий такой цвет — показатель здоровья.

Летом юные нутрии жили, как на курорте. Папа Слава построил для них легкий домик с бассейнами. Чаши для купания им достались по наследству с тех времен, когда Бессмертные разводили осетров. На зиму подопечных перевезли в теплое помещение.

Пятак, перепонки и хвост

нутрии еще.JPG

Два ряда вольеров, в которых обитают 13 взрослых особей и четыре малыша, родившихся в начале ноября — первенцы основателей рода нутрий на хабаровской земле. Примечательно, что практически нет запаха, характерного для загонов с животными. В этом опять же заслуга главы семейства — Вячеслав модернизировал вольеры, сделав сливы, чтобы отходы жизнедеятельности нутрий скатывались по желобу, а не скапливались в клетках. Навоз, кстати, тоже пустили в дело — опытным путем выяснилось, что в качестве удобрения он дает прекрасный эффект на огороде.

— Привет, ребята! — здоровается Александра, и в клетках начинается движение при голосе хозяйки.

Ничего себе крысы! Да это слоны! Здоровенные детины ворочаются в клетках, приставляют морды к сеткам и втягивают воздух, пытаясь понять, кого им привели.

Александра достает одного малыша — что за диковинное существо! Умещается в ладони, как морская свинка. Белый нос пятачком, сам черный, хвост крысиный, на когтистых лапках перепонки.

«Ви-ви!» — кратко высказывает недовольство происходящим нутриевое чадо. Еще бы — отняли у мамки и щелкают своим фотоаппаратом! «Мучители» не поняли, тогда дитя завопило сильней. Крик — нечто среднее между поросенком, чайкой и клаксоном детского велосипеда. В знак протеста обладатель дивного пятака принимается активно сучить лапками, вертеться, цапает хозяйку за руку, и его меняют на меланхоличного братика, чтобы отснять спокойно. Серый родственник стоически вынес фотосессию, даже благосклонно позволил нам почесать себе пузико и только после этого подал голос.

Нутрии весьма любопытные. Приоткрыли дверь загончика, и оттуда тут же высунулись две морды, но, услышав затвор фотоаппарата, скрылись в глубине.

— Сейчас достанем, — уверяет Александра, надевает специальные рукавицы, чтобы не прокусили, и тянет зверюгу из домика за длинный хвост, как репку в сказке. — Их положено за хвосты переносить.

Вызволенная на свет божий огромная нутрия надула щеки, растопырила лапы и замерла, будто понимает, что о ней рассказывают.

— Это сейчас мы с ними дружим и конфликтов нет, а поначалу они не готовы были принимать нас, шипели, некоторые кидались, — вспоминает начинающая фермер. — Но нам удалось переломить ситуацию и доказать, кто в доме хозяин.

Откуда у хлопца вселенская грусть

IMG_7535.JPGНа каждом этаже по своей ячейке общества. Семья — это как минимум пара дам и один кавалер. Для нутрий нормально поддерживать в самцах склонность к полигамии. В природе самец может собрать вокруг себя до пятнадцати самок и жить с ними счастливо. Правда, не спешите ему завидовать — вся работа по дому лежит на его плечах: уборка, чистка, добыча пропитания. Жены даже за едой сами не подходят, супруг заносит сено и раскладывает перед ними. За это изволят одобрительно похрюкать, но не более, держат в строгости. А могут и по морде дать, чтобы не зазнавался.

Нутрий Беляш, прозванный так за белоснежный окрас, самый любвеобильный. Сейчас у него три жены, четвертую от него отсадили как ожидающую потомства. Слабый пол своего супружника строит.

— Они его даже до депрессии довели, — рассказывает Александра.

— Господи, как же определить депрессию у нутрии?

Выяснилось, что его отвергали все дамы, а для него очень важна, так сказать, интимная сторона жизни — самец же. А те как сговорились! Он просто потерял интерес ко всему, даже мыться перестал, хотя нутрии очень чистоплотные. Сидел и смотрел в одну точку глазами, полными грусти. Вывести его из этого состояния удалось только одним способом — подсадили ему соседку.

— Утром смотрю — намывает брюшко лапками, — смеется Александра. — Первым к миске пошел, повеселел — побороли депрессию!

Родоначальников не едят

IMG_7572.JPG

Ферма пусть пока и насчитывает меньше двадцати нутрий, но отнимает много сил, времени и эмоций. Супругам помогают дети, хотя родители придерживаются принципа — не заставлять, чтобы не отбить у них охоту. Но ребятам и самим интересно возиться с нутриями. Старший сын даже помог отцу соорудить мельницу, чтобы перемалывать комбикорм для зверей.

— Летом заболела самочка. Одна из самых характерных, что могла и укусить, если вдруг ей что-то не по нраву. А тут лежит, не ест, не пьет, не моется. Я поняла, что она уже собралась на тот свет. Лечила ее, как младенца, промывала носик, капала, лекарства по часам давала, вставала по ночам к ней, говорила с ней постоянно: ну куда ты такая молодая и красивая? Подбадривала ее, переживала сильно. Она выздоровела, и это счастье. Теперь мы с ней подружки — нутрии помнят отношение к ним.

— Как же с ними дружить, если ферму заводят для того, чтобы получить мясо и шкурки?

— Этих мы не будем пускать на мясо — они основатели рода, — объясняет Вячеслав. — А вообще, да, им и клички не дают, чтобы не привязаться, иначе потом рука не поднимется на них. Планируем выиграть грант и увеличить ферму до 300—500 особей. Тогда можно будет поставлять хабаровчанам диетическое мясо, жир — у нутрий он полезный, как барсучий и медвежий. Шкуры буду выделывать сам — я занимался таксидермией. Думаю, мы справимся, если поможет государство грантом. Силы и желание есть, так что быть нам первыми хабаровскими нутриеводами!

Кстати

В Хабаровске реализуются четыре программы, направленные на поддержку бизнеса. Это программы развития малого и среднего предпринимательства, инвестиционной деятельности, вовлечения молодежи в предпринимательство и поддержки промышленных предприятий. Запланированный объем финансирования по ним на 2020 год составляет около 40 млн руб.

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)