Пешком за поездом
logo

Темы номера

Пешком за поездом

Петр МАЗУР

Кому и почему импортозамещение в нашей стране встало поперек горла?

Для чего мы об этом говорим? А для того, чтобы ни в одном уголке страны и края, ни на одном нашем предприятии, включившемся в процесс импортозамещения, не возникло и тени сомнения, что мы в чем-то неправы. А нас, представьте, обвиняют… за производство товаров и изделий, поставки которых нам же запрещают. Вот такие претензии по Крылову: ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.

Финансовый выпад

Россия для некоторых западных государств видится мальчиком для битья. Претензии и угрозы из их уст прут без всяких на то оснований. А последняя претензия дает повод удивиться глупости некоторых высокопоставленных западных политиков. Новый финансовый выпад в адрес нашей страны обращен к ВТО, дескать, только в 2019 году стоимость опубликованных тендеров российских госпредприятий составила 23,5 трлн руб., или 250 млрд евро. Это 20 процентов ВВП России. А Западу, мол, осталась фига с маком. Виновника определили резво — импортозамещение, развернувшееся в России.

По мнению ЕС, 290 млрд евро потеряли европейские компании из-за политики импортозамещения, которую проводит Россия. Даже учредили специальную комиссию, в которую США поторопились вместе со странами-сателлитами. «Постарались» европейцы с подачи Дональда Трампа. Именно США стали размахивать налево и направо санкциями и пошлинами.

Загубили ВТО

Сегодня в этом «доме» смешалось все: стремление оболгать, взять верх, подмять под себя чужую экономику, или разрушить ее и т.д. Куда и зачем мы в свое время вступили? Невольно вспоминаешь умнейших экономистов того времени, предупреждавших, что желание представителей правящего пула пожить в Женеве, полюбоваться ее озером взяло верх над здравым смыслом. А не пора ли отчитаться, что принесло нам это ВТО кроме подножек на зарубежных рынках? Было ли это вступление надуманным и нелогичным? Может, действительно, организация пляшет только под дудку транснациональных корпораций, о чем твердят эксперты? Бились за каждую строку договора, но достигли малого. Поправки Джексона — Вэника ушли в прошлое, но вылезли наружу санкции с 2014 года. А наши цели никто не отменял. Две главных: доступ на зарубежные рынки отечественных товаров, возможность решать споры. Расталкивать локтями в этом органе так называемой защиты в порядке вещей. США даже попытались душить нас повышением цен на ввоз стали, хотя мы сами ее крупнейшие поставщики.

Полпред США назвала импортозамещение в России нарушением норм ВТО. Речь идет чуть ли не о привлечении страны к ответу. Что их раздражает? Наши преференции для товаров и услуг собственного производства, импортозамещение в сфере IТ, увеличение господдержки госконтроля экономики… Заокеанский настрой грозит даже возможностью ограничить поставку Москве ряда материалов и товаров, к примеру, смартфонов, основных запчастей для самолетов и т.д.

Как удачно заметили западные журналисты, Евросоюз решил пешком догнать давно ушедший поезд. Стали бессмысленными разговоры о свободной торговле в мире. Каждая страна приспосабливает свою экономическую политику к собственным потребностям и современной расстановке социально-политических сил. ВТО осталось некоей эмблемой. Найдет ли в себе силы Евросоюз признать, что своими санкциями принудил нас к импортозамещению? ЕС заметался не на шутку: центр мировой политики и торговли перемещается в АТР, а на периферии Европе оставаться не с руки. В этой лодке ей удержаться непросто.

Огуречные фейки

Западные «специалисты по России» придумывают всякие небылицы о провале импортозамещения продуктов в РФ. Дескать, страна теряет в молочной продукции, производстве зерна, овощей и т.д. Все это вредоносные хотелки наших недоброжелателей, которым надо бы знать, что российский АПК еще никогда не набирал таких темпов, как сегодня.

К примеру, импорт свежих овощей снизился в 10 раз. Хабаровские теплицы поддержат из федерального бюджета. Заискрилась новая форма финансовой помощи овощеводам закрытого грунта. Компенсация расходов доходит до 20 процентов. Цель поставлена четко — уйти от зависимости поставок овощей из Китая. Сегодня позиция министерства по развитию Дальнего Востока, его руководителя Алексея Чекункова такова: через три года проблема должна быть решена — выходим на свою зелень круглый год. В 2021 году выращено тепличной продукции на 20 процентов больше, чем в предыдущем. У края есть цель — построить 30 га теплиц.

Интересно, откуда берут фейковые цифры любители опорочить нашу экономику и страну? Нечетко уяснили, что замена иностранной продукции отечественной — это внутреннее дело РФ и к нам нечего лезть с претензиями. Западу надо перестать скрежетать зубами. Спрашивается, а хуже вам же, господа, не будет? Уже сегодня видно, что программы импортозамещения в регионах позитивно влияют на их экономику.

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко считает иск Евросоюза к России во всемирную торговую организацию бессмысленным и циничным. В свою очередь, американцы распалились диким стремлением ограничить экспорт в нашу страну высокотехнологичной продукции, прежде всего, микроэлектроники. Словом, ястребы стремятся запретить все, что сделано с привлечением американской технологии.

Импортозамещение — шаг в будущее

Страна вошла в научное десятилетие и надеется на взрывное рождение новых технологий. Хабаровск щедр на новинки импортозамещения. На ряде предприятий испытывается цифровое оборудование, в частности, суперсовременные радиостанции, достоинство которых — повышенная защита от радиопомех и прослушивания. Россети нарастили долю отечественных поставок в закупках до 92,1 процента. Город и край замахнулись на свое «Сколково». Хабаровск вполне может стать еще одним научным центром ДФО.

Радует и создание новых лайнеров семейства «Суперджет-100» при максимальном импортозамещении. Самолет получил новую навигационную систему отечественного производства. Импортозамещение здесь набирает силу. Открыт уникальный, единый контактный центр в сфере ЖКХ для жителей Дальнего Востока. Впечатляют новинки в пожаротушении.

Достойный пример в этом плане показывают айтишники Хабаровского края. В регионе бум программирования. Российская IТ-индустрия завоевала новые рынки. Проектами наших разработчиков заинтересовались многие государства. Думается, что в тандеме с учеными в ходе научного десятилетия страна сможет легко развиваться за счет своих передовых технологий. Крыть любителям санкций будет нечем.

Директор Агентства привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края, сооснователь местной IТ-компании «Уайт Софт» Андрей Дымченко в одной из бесед заметил, что направление способно стать новым «Пегасом» и внести существенные изменения в структуру экономики и инвестиционный климат региона.


 


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)