Трамвайные перспективы
logo

Темы номера

Трамвайные перспективы

Ирина ТРОЦЕНКО, фото автора

Кто помогает единственному городскому муниципальному предприятию-перевозчику оставаться на плаву? Есть ли будущее у хабаровского электротранспорта?

Об этом и многом другом мы поговорили с новым директором МУП «Городской электрический транспорт» Виктором Брайковым.

Поддержка и метла

― Виктор Викторович, коллеги вас хорошо знают, а вот хабаровчанам надо представить.

― Я пришел на предприятие после института и работаю здесь уже 38 лет. Начинал с должности мастера в отделе главного механика, потом был и главным механиком, и главным инженером ― все, что обеспечивает жизнедеятельность предприятия, всегда касалось меня. Из-за пандемии наш бывший директор Ольга Дмитриевна ушла на изоляцию ― 65 +. Потом у нее закончился контракт, его не продлили, и мне предложили возглавить МУП, потому что я хорошо знаю его изнутри, проблемы, возможности. С 7 октября официально в должности руководителя.

― Ждать ли каких-то изменений? Новая метла все же…

― Никаких революций, предприятие и без того в сложном положении из-за отсутствия имущества. Своих у нас 33 автобуса, три трамвая и один троллейбус, остальное в аренде. Можем его только содержать в рабочем состоянии, но модернизировать и перестраивать не можем. Мы наметили программу с администрацией города, когда имущество снова станет нашим, предприятие будем развивать.

― А каким образом оно к вам вернется?

― В середине лета оно будет выставлено на торги. Чтобы не потерять комплекс, все имущество признано социально значимым и идет одним лотом. Стоимость поэтому высокая, но администрация постарается его купить. Перспективы у предприятия есть, но возможны они только при поддержке администрации и городской думы. Спасибо муниципалитету, что выделяет нам средства. В 2019 году «ГЭТ» получил из бюджета 119 млн руб., в 2020-м ― 142 млн руб. на организацию пассажирских перевозок. Это очень ощутимая поддержка, благодаря которой предприятие живет. Год очень сложный ― из-за пандемии упал пассажиропоток, и за девять месяцев этого года мы не довезли выручки в 63 млн руб. Такого не было еще никогда! В апреле только 27 млн руб. потеряли. На сегодняшний день выплатили более 60 млн руб. долгов за 2018 и 2019 годы, есть только текущая кредиторская задолженность.

Стабильно выплачивается заработная плата, нет задержек, как раньше, по полтора-два месяца. И все это возможно только благодаря поддержке городской администрации.

Ступени эволюции

― Вагоны-то у вас в основном долгожители. По вашему парку можно эволюцию трамваев в России изучать.

― В парке 26 относительно молодых трамваев. Это КТ-3, так называемые рыжие, и десять ЛМ, которые приобретались на 150-летие города. И есть вагоны, которым уже больше сорока лет, ― РВЗ.

― Зато они такие милые и удобные внутри, не то что громыхающие КТМ.

― Но они гнилые уже! Рижский завод снял их с производства в 1985 году. Очень большая проблема с запчастями. В Хабаровске 15 РВЗ в возрасте от 37 до 43 лет. И они энергоемкие. А насчет КТМ согласен ― откровенно неудачная модель.

― Это насколько они уже своих собратьев пережили? Какой им срок на заводе определяли?

― Наши три срока отработали, сейчас на четвертый пошли. Но все они проходили капитально-ремонтный ремонт. Если построим цех, то сможем осуществлять КВР у себя на базе.

― А специалисты еще остались?

― Нет, это тоже большая проблема. И ремонту трамваев нигде не обучают. КТ-3 ремонтируют при помощи сканера и ноутбука. И ремонтный цех для новой техники ― это кабинет. Тут другой уровень специалистов нужен, обычного дядю Васю, который годами чинил старые трамваи, уже не возьмешь.

Денежный вопрос

― Месяц, как вы подняли стоимость проезда до 28 руб. Помогло?

― Конечно, помогло. Мы посмотрели, что количество поездок не уменьшилось, пассажир от нас не ушел из-за повышения на 2 руб. У нас все равно дешевле, чем у коммерсантов, у тех по 30 руб.

― А сколько себестоимость проезда в трамвае?

― Себестоимость около 36 руб.

― В этом году вы еще умудрились отремонтировать участок пути в Индустриальном районе.

― В рамках реконструкции улицы Краснореченской нам обновили участок трамвайных путей. В районе бывшего кинотеатра «Восход» рельсы лежали в низине, и в дождь там появлялась такая огромная лужа, что приходилось закрывать движение до «Химфармзавода» и пускать вагоны через Пятую. Сейчас нам подняли пути, заменили опоры и шпалы ― их еще в 1960-е укладывали. Реконструировали ливневую канализацию, и дождь больше не страшен. Плюс в районе улицы Прогрессивной строят корпус детской больницы и заодно поменяли еще один кусочек путей.

― Это очень хорошо. Путевое хозяйство, насколько понимаю, весьма затратное.

― Да. Одна деревянная шпала стоит 1 900 руб. На звено в 12,5 м требуется 21 штука. Рельсы ― 125 тыс. руб. тонна. Нам обновили участок около 2 км.

Ориентация ― север

― Единичке повезло, а какие перспективы у пятерки? Когда по этому маршруту смогут пойти трамваи поновее, а не древние КТМ?

― Самая большая проблема. К тому же пути в этом направлении сделаны под старые трамваи, надо переделывать контактную сеть под несколько моделей, иначе будут постоянные обрывы и простои.

― А сколько надо вагонов в сторону Северного на пятерку?

― 16 единиц. Сегодня у нас нет такого КТМ, который отработал бы день и вернулся в депо. Старые вагоны рассыпаются.

― Грустная картина.

― Но есть и хорошая новость ― администрация города договорилась с муниципалитетом Москвы о передаче нам девяти вагонов КТ-3 на следующий год. Да, они не новые, но и не старье, как некоторые скептически уже высказываются про троллейбусы, которые подарила нам Москва. Мы их смотрели, все троллейбусы на ходу, в хорошем техническом состоянии. Они придут в город примерно в марте, десять из них постараемся сразу выпустить на линию.

Планируем возрождать муниципальный автобусный транспорт. Сегодня у «ГЭТ», помимо 23 газовых, есть еще 12 автобусов ДЭУ и НефАЗов. Для них пока не хватает базы, намечаем, какое оборудование купить, чтобы открыть цех по ремонту топливной аппаратуры. В перспективе при поддержке мэрии и гордумы нам удастся развить муниципальное предприятие и работать качественно ― с комфортом доставлять пассажиров.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)