Трио обмана
logo

Темы номера

Трио обмана

Петр МАЗУР

Судя по жалобам населения, торговый бизнес сам напросился на новый, более жесткий Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ). Из проекта документа видно: недобросовестных предпринимателей и жуликоватых работников прилавка, действующих по принципу три «о» (обман, обвес, обсчет), ждут непростые времена.

Ближе к кассе — товар дороже

За ряд грубых нарушений со стороны продавцов в действующем законе нет штрафов. Покупателю указана дорога в суд, а ему оно надо? Как правило, обиженные быстро остывают и Фемиду не беспокоят, а недобросовестные продавцы продолжают «играть в три «о» «обман, считает глава Союза потребителей Петр Шелищ.

Масштабы проблемы по стране зашкаливают. По данным судебного департамента при Верховном суде России, в прошлом году в гражданском процессе рассмотрено 245 тысяч споров в сфере защиты прав потребителей. 198 тысяч удовлетворено. С недобросовестных продавцов взыскали 30,8 млрд руб. Эксперты предполагают, что с принятием нового кодекса хлопот судам прибавится.

По замыслам разработчиков проекта защита потребителей, то есть всех нас, покупателей, усиливается в разы. Грозой для нарушителей в торговле станет отдельно предусмотренная глава «Административные правонарушения, посягающие на права потребителей». Попадать под нее авторы проекта не советуют, недобросовестным игрокам не поздоровится. Магазин, у которого не найдется сдачи с крупной купюры, очень даже пожалеет об этом. К примеру, штрафы: продавцу — 30 тыс. руб., торговой точке — 300 тысяч.

Участники обсуждения проекта двумя руками за ужесточение административных правонарушений. Нередко встречаются продавцы, у которых хамства на порядок больше, чем профессионализма. Вот картинка. Молодой продавец небольшого супермаркета предлагает фирменный пакет и втюхивает в него из корзины сетку картофеля, пакет кефира без целлофана и другие продукты. Дома встряхиваешь с них землю, попавшую вместе с картофелем. Вот такой сервис. Оплошность, которую не захотел исправить продавец, глядишь, и потянет на штраф в 30 тыс. руб.

Подобное происходит потому, что в действующем законодательстве не так много статей, которые можно применить к продавцу-нарушителю. Где это видано: цена товара может вырасти за те несколько минут, что покупатель идет к кассе. Думается, внимания контрольных органов заслуживает подобная практика. Насколько манипуляция с ценниками соответствует закону?

Драконовские санкции

Закон о защите прав потребителей звучит как гроза всему беспределу, а на самом деле мы беззащитны. Новый КоАП должен в корне поменять ситуацию. К примеру, продавцу за отказ принять обратно товар без уважительных причин светит штраф до 30 тыс. руб.

По закону покупатель может вернуть не подошедший по каким-либо причинам товар, купленный в магазине, в течение 14 дней, в интернете — 7 дней. Меняй товар или верни деньги. Продавец отказывается. Административной ответственности за это сегодня нет, признается Роспотребнадзор. Что делать — уповать на милость продавца или выслушивать его придуманные причины? Порой он может договориться до того, что покупатель сам виноват.

Теперь подход будет другим. К примеру, навязываешь ненужный клиенту товар — максимальный размер штрафа может достигнуть 300 тыс. руб. Санкции в проекте драконовские. Но и по старому КоАП работать проблематично. Дублирование различных его статей нередко приводит к произволу или коррупции в применении.

«Инноватор» лезет в карман

Старые как мир, три «о» процветают, так сказать, на «инновационной» основе. К примеру, есть на улице Волочаевской помещение, в котором периодически открывались разные продуктовые магазины и буквально за считаные месяцы закрывались. Беда одна и та же: каждый новый персонал копировал пороки предыдущего.

Знакомый засек под рукой кассира лист бумаги с кодами определенных продуктов и догадался, как срабатывает ловкость женских рук. Пока вы выкладываете товар у кассы, дама незаметно проводит сканером по листку. Поздравляем, вас надули, прибавив стоимость продуктов, которых вы не собирались покупать. Если вы продвинуты в технике, милое создание тут же сопрет на компьютер. И не надо меня убеждать, говорит знакомый, что штраф 30—50 тыс. руб. продавцу и 300 — магазину запредельный. Ничего подобного. За пределом понимания то, что вытворяют ловкачи. Иначе ничего не изменим. Еще круче должно быть наказание за обсчет и обвес, если вам подсунули продукты, место которым на свалке.

Да, негодными продуктами нас уже «закормили». По экспертным подсчетам ряда организаций, ежегодно от пищевых отравлений в стране страдают до 40 миллионов человек. Рынок кишит фальсификатом. За рубеж такие продукты не выпустят, а внутри страны остановить этот криминальный оборот Россельхознадзор не в силах.

По отзывам специалистов, в современных супермаркетах способов обмана даже больше, чем на рынке. Людей побуждают набирать как можно больше товаров, в метровых кассовых лентах легче скрыть завышенные цены или выбить один и тот же товар несколько раз. Вышел из магазина — уже ничего не докажешь.

Каков прогноз экспертов? Аналитик консалтинговой компании «Магазин магазинов» Ярослава Шилова считает, что 65 процентов всех сетей страны могут закрыть в среднем по 15 торговых точек. Не собираются этого делать лишь 18 процентов ритейлеров. До уровня марта 2020 года потребительский спрос восстановится к 2022 году. Это означает, что нам нужно вернуть прежний уровень занятости, считает проректор Финансового университета Александр Сафонов. Предстоит обеспечить рабочими местами 2—3 миллиона человек.

Потребительский спрос и оборот розницы — один из основных драйверов экономики. Если в этой сфере заштормило — жди проблем. В этом мы уже убедились. Порядок в такой отрасли должен быть безупречным.

Кстати

Федеральная антимонопольная служба героически сдерживала стремление некоторых бизнесменов нагреть руки на пандемии. Задрать цены не получилось. ФАС была достаточно вооружена информацией таможни еще с самой границы. Неслучайно опыт хабаровской службы стали применять по всей стране.

И все-таки, если хабаровчане за год закупают в рознице товаров примерно на 200—210 млрд руб., интересно, сколько от этого «пирога» прилипло к рукам недобросовестных продавцов и компаний. Некоторые аналитики называют 26—30 процентов.

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)