Звезда Серебряного века
logo

Темы номера

Звезда Серебряного века

Дарья УЛАНОВА

К сожалению, указывать, кто изображен на женских портретах в выставочных залах, у нас не принято. Тем ценнее надпись «Портрет художницы М.В. Якунчиковой» на полотне кисти Константина Коровина в Дальневосточном художественном музее.

якунчикова-двхм2.jpg

Девушка с глубоким взглядом и мягкой улыбкой, вся в солнечных бликах, расслабленно сидящая на фоне густой листвы, — этюд к картине «В лодке» 1888 года. Эта ранняя работа 28-летнего художника интересна прежде всего тем, как отражается в ней переход от традиционной живописи к импрессионизму, а еще соединением «классического» гладкого письма (им выполнена вода) и свободных легких мазков, которыми написаны листва и одежда героини.

«В лодке» хранится в Третьяковской галерее. А вот наброски к ней разошлись по регионам. Живописец сделал в том числе и два портрета Марии Якунчиковой — в три четверти и анфас. Второй в 1931 году достался нам. Правда, сначала в описании указывалось, что на этюде изображена ее младшая сестра Вера (она тоже позировала для картины), но потом выяснилось, что это все же средняя из сестер, Мария.

А старшая, Наталья, стала женой великого художника Василия Поленова, главного учителя Коровина. Именно на их даче в селе Жуковка и были написаны эти полотна.

Тогда, в 1888-м, 18-летняя Мария действительно уже была художницей: в 15 лет она поступила вольнослушательницей в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако как Константин Коровин тогда еще не стал главным русским импрессионистом, так и путь юной девушки не был известен. Никто не думал, что она встанет в один ряд с ним, Серовым и Врубелем среди самых значимых имен Серебряного века.

Письма-шедевры и новое слово

выжигание2.jpg

Мария была родом из семьи купцов и меценатов, состоящих в родстве с Мамонтовыми и Третьяковыми, поэтому серьезно заниматься живописью стала уже в 13. Тогда же попала на знаменитые рисовальные вечера Василия Поленова, где писала бок о бок с Левитаном, Нестеровым и уже упомянутыми мастерами. Ближе всех ей были как раз пленэрные поиски Константина Коровина (многие отмечают это влияние в ее ранних пейзажах), однако в наставники девушка выбрала другую личность — художницу Елену Поленову, одну из родоначальниц русского модерна и сестру Василия Дмитриевича.

К сожалению, жизнь не делает скидку ни на происхождение, ни на талант. В 1888-м у Маши Якунчиковой выявили первые признаки туберкулеза. Она вынуждена переехать за границу и обосноваться во Франции. Их творческая переписка с Поленовой станет не только темой для исследований, но и пластом искусства: почти все послания сопровождались акварельными или графическими зарисовками.

Мария будет приезжать в Россию при каждой возможности, а в Париже осенью 1889 года поступит в Академию Жюльена, будучи, как уверяют арт-критики, в 19 (!) лет уже сложившимся мастером. А вскоре начнет двигаться от импрессионизма к модерну. Почти все, что она сделает дальше, получит от культурологов приставку «новое слово в русском искусстве».

Все время первая

выжигание.jpg

Мария, как и ее наставница, отличалась невероятной любовью к родной культуре и даже коллекционировала предметы народного творчества.

«В Париже она работала над видами Троице-Сергиевой лавры!» — вспоминал Сергей Дягилев.

Якунчикова была первой из русских живописцев, изобразившей Версаль (опередила Бенуа) и виды ночной столицы Франции (Коровин создал свой цикл десятью годами позже).

В 22 она стала единственной русской художницей, работающей с цветным офортом (до этого в России в принципе не существовало такого вида графики). А через три года изобрела уникальную технику, совместив масляную живопись и выжигание по дереву. Никому, кроме нее, не удавалось поднять это любительское ремесло до уровня высокого искусства.

Когда Дягилев и Александр Бенуа в 1898 году создали объединение «Мир искусства», Мария, конечно же, была приглашена и участвовать в выставках, и оформлять журнал. Ее обложка с лебедем украшала издание полгода и признана одной из самых известных за его семилетнюю историю. При этом она продолжала писать пейзажи и именно в эти годы достигла своего творческого максимума.

Но успехи омрачила трагедия: в конце 1898-го не стало Елены Поленовой. Марию не утешало даже рождение долгожданного сына Степана. Горюющая художница решила, что ее долг — завершить начинания наставницы. И взялась за оформление кустарного отдела Русского павильона для Всемирной выставки в Париже.

Соединяя искусства

девочкаилеший.jpg

На ней в 1900 году будет представлена одна из самых признанных работ Якунчиковой — огромное (3,6 на 3 м) текстильное панно «Девочка и леший» с вышитыми контурами, созданное в технике аппликации. Композиция вместе с полочкой для игрушек была удостоена серебряной медали. Художнице удалось соединить разные виды искусства, сочетая живописные приемы импрессионизма и декоративность, а именно это модернисты считали своей главной задачей.

К сожалению, это станет ее последним большим достижением. В начале 1900-го у двухлетнего Степана обнаружат туберкулез, и все силы уйдут на его спасение. Ребенок выжил, но процесс открылся у самой художницы. Вторая беременность и роды окончательно подорвали ее здоровье.

Мария Васильевна умерла в Швейцарии в декабре 1902-го. Ей было всего 32. Надгробный памятник для ее могилы выполнил Константин Коровин — соратник и друг, автор солнечного портрета из русских залов ДВХМ.

Кстати

миллиондолларов.jpg

В 2011 году на аукционе Christie’s картина «Вид из окна старого дома, Введенское» была продана за 1 млн долл.

14 октября в Третьяковской галерее открывается большая юбилейная выставка Марии Якунчиковой — в этом году отмечается ее 150-летие.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)