Горячая линия
Когда заменят старые трамваи, где искать вечером автобусы и почему исчезает профессия кондуктора? На эти и другие вопросы ответил гость редакции Владимир Ощановский, начальник управления промышленности, транспорта, связи администрации Хабаровска.
― Владимир Иосифович, сколько в Хабаровске перевозчиков и как ведется с ними работа?
― В городе перевозки по маршрутам осуществляет 31 перевозчик (без учета МУП «ГЭТ»). Они работают на основании свидетельств, выданных как по итогам конкурсов, так и без проведения конкурса в тех случаях, когда это предусмотрено нормами закона.
С перевозчиками регулярно проводятся собрания, на которых обсуждаются все текущие организационные вопросы. Управление взаимодействует с ними по вопросам корректировки расписания, изменения схемы движения, характеристик и классов транспортных средств, по обращениям граждан.
Разработано положение о муниципальном контроле на автомобильном транспорте. В случае выявления нарушений информация об этом направляется в управление АТК и Ространснадзор.
Куда же вы делись?
― Что делать, если вечером на маршруте нет автобусов?
― Расписания работы маршрутов составлены с учетом пассажиропотока: в пиковые часы максимальное количество транспорта с минимальным интервалом движения. В межпиковые часы и в вечернее время, когда происходит снижение потока пассажиров, количество транспортных средств сокращается, интервал движения увеличивается.
При установлении фактов невыполнения рейсов информация направляется в контрольно-надзорные органы для принятия мер административного воздействия. Уточнить информацию о работе маршрутов можно у диспетчера по круглосуточному телефону 45-00-56.
― Почему исчезает профессия кондуктор?
― В МУП «ГЭТ» постоянно существует кадровый дефицит кондукторского состава, как в троллейбусном депо, так и в трамвайном. В связи с этим с июля 2020 года часть водителей троллейбуса успешно работают на линии без кондукторов. На сегодня это 70 процентов от выпуска.
Стоит учесть и тот факт, что количество поездок, оплачиваемых пассажирами при помощи терминалов электронной оплаты проезда, достигает 63 процентов в целом. Таким образом, работа кондуктора в части приема наличных и отсчета сдачи пассажирам сократилась более чем вдвое.
Сложившийся пассажиропоток не вызовет «очередей» из пассажиров, так как по результатам проведенных натурных обследований работы маршрутов на вход и выход на каждой остановке по пути следования автобуса или троллейбуса при нормальной регулярности движения готовятся не более 3—5 человек.
― Еще одно сообщение пришло от хабаровчанина Дмитрия Королева. Он сетует, что частенько сталкивается с тем, что ему неправильно дают сдачу в автобусе. Рассчитываешься на выходе в маршрутах, где нет кондукторов, берешь сдачу, не пересчитывая, чтобы не задерживать остальных пассажиров, а потом оказывается, что дали меньше, чем положено. Что делать?
― Согласно Уставу автомобильного транспорта пассажир ― это физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира. В таком случае билет ― перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира. И приобретать билет необходимо при посадке в автобус. Для исключения случаев обсчета сдачу необходимо внимательно пересчитывать сразу при водителе или кондукторе.
Если не получается разобраться в ситуации на месте, внутри транспортного средства перевозчиком размещается следующая обязательная информация: наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора также его фамилия. Конфликтные ситуации решаются очень быстро через работодателя. Если и через работодателя урегулировать конфликт не удалось, пассажир вправе обратиться в правоохранительные органы, либо в Роспотребнадзор.
Нужна свежая кровь
― Прошла новость, что купят шесть троллейбусов. Сколько сейчас в парке троллейбусов, какого они года выпуска и сколько из них нуждается в замене?
― В 2022 году Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики (Минвостокразвития России) в рамках федерального проекта «Общественный транспорт» для Хабаровска предусмотрено 84,6 млн руб. для приобретения трех новых троллейбусов на условиях софинансирования. Из бюджета города софинансирование составит 855 тыс. руб.
В 2022 году по поручению мэра города планируется приобрести еще три троллейбуса. Сумма финансирования из бюджета города на приобретение новых троллейбусов составляет 87 млн руб.
Сегодня в МУП «ГЭТ» 57 троллейбусов, 23 из них на консервации.
― Когда заменят старые, холодные трамваи на 5-м маршруте?
― Действительно, вагоны модели КТМ-605, РВЗ-6М2, работающие на маршруте № 5, имеют значительный срок эксплуатации. При этом весь подвижной состав проходит ежесуточный технический осмотр и выходит на маршрут в исправном состоянии. В соответствии с графиком вагоны проходят плановые ремонты.
По просьбам жителей Краснофлотского района на пятерку ставились современные трамваи, но из-за технического состояния пути, требующего капитального ремонта, начались поломки вагонов. Конструктивные особенности трамваев КТМ-605, РВЗ-6М2 позволяют работать по маршруту № 5, исключая поломки подобного рода. Учитывая, что имущество горэлектротранспорта арендуется у конкурсного управляющего и выставлено на торги, решение вопроса о капитальном ремонте пути возможно только после завершения торгов и определения собственника имущества.
К сожалению, учитывая высокую стоимость горэлектротранспорта, крайне ограниченные возможности бюджета города, приобретение нового подвижного состава в необходимом количестве за счет бюджетного финансирования не представляется возможным.
― Сколько сегодня вагонов в ГЭТе, какой процент износа? И когда приедут новые, московские?
― В парке 62 вагона, из них 19 ― на консервации. При сроке службы трамваев 16 лет, 58 процентов находятся в эксплуатации от 30 до 43 лет. Самый «пожилой» трамвай РВЗ-6М2 1979 года выпуска.
По договоренности с правительством Москвы ожидалась передача Хабаровску девяти современных трамваев. Администрацией города заключен муниципальный контракт с перевозчиком на доставку трамваев. Однако разрешение от Москвы на отгрузку вагонов до сих пор не получено.
― Будут ли установлены валидаторы в транспорте, такие, как в Москве и Санкт-Петербурге?
― В 2021 году в качестве эксперимента были установлены стационарные терминалы. Они были предоставлены производителем безвозмездно на год. На данный момент их вернули владельцу. За период эксплуатации выявлен ряд минусов, в том числе данное оборудование не выдерживает в зимний период низкие температуры. Кроме того, в случае использования выносного терминала у водителя отсутствует достаточный контроль расчета пассажиров безналичным способом.
Добро пожаловаться
― Почему не все автобусы отображаются на Яндекс-карте? Автобусы 18-го маршрута вообще отсутствуют, хотя ранее отображались, сообщает читатель.
― На предприятиях проводится работа по подключению автобусов к системе «ЭРА-ГЛОНАСС». Заключаются договоры с оператором, проводится установка, настройка и подключение оборудования. Некоторые перевозчики производят замену устаревшего оборудования на новое. На это требуется определенное время и финансовые затраты.
Вместе с тем, отсутствие навигационных данных является нарушением, поэтому управление информирует об этом контрольно-надзорные органы для принятия мер к перевозчикам.
― Поступили жалобы на санитарное состояние автобусов. В частности, на 29-й маршрут.
― Управлением на постоянной основе проводится работа с перевозчиками, чтобы обеспечивалось надлежащее санитарное состояние транспортных средств. Однако эти вопросы к компетенции администрации города не относятся. У нас нет возможности привлечь нерадивого перевозчика к административной ответственности за грязный автобус или пыль в салоне. С перевозчиками маршрута № 29 еще раз проведем разъяснительную работу.
― Наша читательница пишет, что на маршрутах № 68 и 71 водители постоянно разговаривают по телефону, причем на своем языке. То стоят подолгу на остановках, то несутся как сумасшедшие.
― Подавляющее большинство водителей общественного транспорта, в том числе переселенцы из бывших советских республик, являются гражданами Российской Федерации. Все они, независимо от национальности, трудоустроены согласно действующему законодательству и за допускаемые нарушения привлекаются к дисциплинарной ответственности в установленном порядке.
Контроль и надзор за соблюдением водителями ПДД относится к компетенции ГИБДД. Водителю запрещается пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук. Все поступающие в управление обращения граждан с жалобами прорабатываются в индивидуальном порядке с руководителями транспортных предприятий, а также направляются в контрольно-надзорные органы в соответствии с компетенцией. Для проведения объективной проверки по указанным в обращении фактам необходимо указать конкретную информацию (государственный регистрационный номер автобуса, дату, время, место и суть выявленного нарушения).
― Еще одна жалоба. На сей раз на то, что водители вечером в 18—19 часов обедают в районе рынка, когда пассажирам надо ехать домой.
― В течение рабочей смены экипажам автобусов предоставляется время для отдыха и питания. Расписание составлено таким образом, что если автобус, трамвай или троллейбус встает на отдых, то следующий за ним обязательно отправляется в рейс. При этом интервал движения увеличивается. Как правило, такое время выпадает в межпиковые периоды, когда количество желающих воспользоваться общественным транспортом становится меньше.
Увеличение интервалов движения может происходить из-за схода подвижного состава с маршрута по технической неисправности или болезни водителя. Управлением прорабатываются вопросы с перевозчиками о необходимости наличия резервных транспортных средств для оперативной замены при технической неисправности.
― Несколько лет назад в ТОГУ заказывали проект модернизации маршрутов. Тогда ученые предложили вариант с кольцеванием маршрутов и бесплатными пересадками в течение получаса для пассажиров. Как сейчас оценивается состояние маршрутной сети? Все ли районы, где требуются дополнительные автобусы, охвачены?
― Маршрутная сеть города развивается с учетом ведущейся застройки жилых кварталов города и обустройства дорожно-транспортной инфраструктуры. Согласно Генеральному плану города в ближайшее время планируется активная застройка таких микрорайонов как Ореховая сопка и Онкоцентр, а также район школы ДОСААФ. После приведения застраиваемых территорий в нормативное состояние, позволяющее обеспечить безопасное движение пассажирского транспорта, будут проведены мероприятия по организации транспортного обслуживания.
В 2021 году по просьбе жителей был изменен путь следования маршрутов № 52 и 70, установлен дополнительный маршрут № 75. По улице Бойко-Павлова организовано движение маршрута № 17-1, до железнодорожного вокзала продлен маршрут № 29П, до остановки «Диспетчерская» продлен маршрут № 35. В связи с увеличением пассажиропотока увеличили количество транспортных средств на маршрутах № 26, 46В и вместимость автобусов, работающих на маршрутах № 71, 81, 82, 89.