Суши. Замри. Живи!
logo

Культура

Суши. Замри. Живи!

Дарья УЛАНОВА, фото из архива героев

В Хабаровске появилась новая девушка с веслом. А если точнее, то сразу с 136 веслами.

Еще у нее есть семья, маленький сын и учеба в магистратуре, потому что она живая и настоящая. И все это просто отлично, но весел-то столько зачем?

Да просто Анна Булыгина художница, а эти гребные приспособления представили Хабаровск сразу на трех престижных выставках современного искусства. И еще номинировались на Московскую арт-премию. Неплохо, да?

Вот так в прошлом году арт-группа «Аня, прием!», состоящая из Анны и ее мужа Ильи Радькова, зазвучала в российском культурном сообществе, едва успев появиться на свет.

Про пороги жизни

— Вообще-то мы уже переименовались — теперь мы «Приемные», — рассказывает художница. — Да, с названием вообще все интересно. Изначально это был только мой псевдоним — я заполняла заявку на конкурс, и вот такие слова первыми пришли мне в голову.

С веслами, впрочем, история вышла похожая:

— Очень хотелось попасть на биеннале уличного искусства «Артмоссфера». Я смотрела на фото из центра современного искусства «Винзавод», где оно проходит. А потом просто проснулась среди ночи от того, что в мозгу вдруг появилась картинка: весла, висящие над рекой Яузой…

Но вдруг — не значит случайно. Речная тема для нее очень значима: Анин отец портовик и всю жизнь проработал на Амуре. Хотя идея инсталляции все-таки в другом.

— Изначально это должна была быть серия из трех ассамбляжей, отражающая естественные человеческие реакции на опасность: «бей», «беги» и «замри». «Суши весла» — это как раз работа про замирание.

— Смотрите, когда лодка на реке попадает в пороги, гребцы поднимают весла, чтобы их не выбило, и так проходят сложный участок, — включается в разговор Илья. — В трудные периоды большинство людей замирает, и это нормально.

Но ласты — это слишком

Такое ясное сравнение он сформулировал уже позже. А сначала просто сказал Ане… что ничего не получится. Ее, к слову, это только раззадорило — она слышала такое не впервые: на родном худграфе к абстракциям и подобным экспериментам все еще относятся скептически. Хотелось доказать, что современное искусство — это не просто какая-то ерунда в особо оригинальных головах.

— Крашеные весла на стене? Что? Зачем? Пока мы не улетели в Москву на биеннале, я так и не понимал концепцию, — признается мужская половина «Приемных». — Но потом началась покраска, просушка, другие подготовительные работы. Ко мне постоянно подходили и задавали вопросы, и вскоре я осознал, что мне не хватает базы. Поэтому однажды мы с Аней просто сели и очень подробно все проговорили.

Так Илья и проникся. Более того, не только тщательно облек весла в десять пастельных цветов, пять из которых — оттенки розового, но и написал к работе звуковое сопровождение (это его основная профессия):

— Так что у нас была полноценная инсталляция, со звуком, погружающая зрителя в нужную атмосферу. Но все же хорошо, что к веслам не добавились еще морской бой и сбежавшие ласты, как планировалось. Ласты я бы уже не выдержал.

А вдруг заплатят?

На «Артмоссферу» хабаровчане отправились, как они выражаются, «всей толпой», то есть вместе с ребенком. Она познакомила дальневосточников с цветом современной визуальной культуры, а заодно дала веру в свои силы. Так что Аня подала заявку еще и на Blazar — международную ярмарку молодого искусства при Музее Москвы.

— И вот нам пишут: «Вы прошли, давайте ваши весла», а весел нет, потому что по условиям биеннале работы остаются у «Винзавода», — улыбается художница. — И вот тут уже пришлось проявить навыки арт-менеджмента: найти человека, который согласиться покрасить новые, мастерскую, где это можно сделать, и рабочих, которые доставят все это на место и смонтируют.

И все это — на другом конце страны. Всего-то. Но у них получилось. Правда, новый вариант «Суши весла» был скромнее: всего два на два метра вместо трех на девять и 26 весел вместо 110. И больше всего Анна боялась, что их работу про реку, пороги и замирание кто-нибудь… возьмет и купит!

— Выставила непомерную цену, 280 или 290 тыс. руб., хотя мне говорили, что надо останавливаться где-то в районе 200, — рассказывает она. — Но ярмарка короткая, а мне хотелось, чтобы «Суши весла» увидели как можно больше людей.

В то время она уже вела долгие переговоры с Московской Арт Премией. Расчет оправдался: ассамбляж не нашел покупателя, зато получил-таки номинацию и поехал дальше, в Зарядье. Там он радовал зрителей целых два месяца — ноябрь и декабрь 2023-го.

Божественность в подгузнике

— Что теперь? Теперь весла лежат в коробке у столичного друга Ильи, — говорит Анна. — А мы думаем, что делать. Если честно, я уже перестрадала: было грустно. Даже по московским меркам это очень высокий уровень. Куда дальше? У меня возникло ощущение, что все, можно сразу на пенсию…

— А я, наоборот, отношусь к ситуации очень позитивно, — возражает Илья. — Крутой художник должен быть голодным до всего — общения, впечатлений, возможностей. А тут у нас, на Дальнем Востоке, как раз почти ничего нет — много пространства, чтобы образовалось что-то новое.

К слову, одно весло, золотое (в русском искусстве этот цвет считается божественным), они все-таки взяли домой в Хабаровск. Везли в ручной клади в детском подгузнике, чтобы не повредить. Так оно теперь и стоит в доме — вот вам и новый арт-объект.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)