Добрый город
logo

Специальные выпуски

Добрый город

Подготовили Дарья УЛАНОВА и Анастасия ШУБИНА, фото Анастасии ШУБИНОЙ и из архива

Полосатый рейс

Мясными тортами угостили общественники и предприниматели самых красивых хищников реабилитационного центра «Утес» в День тигра.

Добраться до места назначения оказалось непросто, но два с лишним часа езды скрашивали пейзажи пушкинской поры.

— Какие цвета за окном мелькают! — изумилась сидящая рядом женщина. — Рубиновый клен, золотой дуб — яркие краски поражают, в городе такого не увидишь.

Как в родной стихии

Чем дальше мы отъезжали от Хабаровска, тем больше понимали: места здесь глухие, потому что цивилизация по пути встречалась редко. А сам «Утес», находящийся за 140 км возле села Кутузовка, окружен непроглядной тайгой. И это закономерно, ведь дикие животные, для которых он был построен, живут в свободных вольерах, почти как в своей природной среде.

— История нашей некоммерческой организации началась с тигренка по кличке Лютый, которого выходил мой отец Владимир Емельянович, он тогда работал в Лазовском госпромхозе, — рассказал руководитель центра реабилитации диких животных «Утес» Эдуард Круглов. — Не только добывал пушнину, но и был профессиональным тигроловом. Полосатого найденыша привезли люди, видимо, мать убили браконьеры. Тигренок хотя и был истощен, но в руки не давался, когда его ловили, палкой случайно сломали обе челюсти. Отец поселил его в своем охотничьем угодье, подлечил и назвал Лютиком. Так и жил у нас, пока тигриные годы не взяли свое.

Спустя время семейное увлечение Кругловых переросло в миссию по спасению диких животных, здесь для них открыли центр реабилитации. При поддержке администрации района имени Лазо территорию площадью 5 тыс. га определили как особо охраняемую. За 31 год существования организации в тайгу удалось вернуть 18 тигров и сотни медведей. За это время здесь создали все условия, чтобы животные, которые не могут жить на воле, чувствовали себя как дома.

Сейчас в просторных вольерах «Утеса» живут два полосатых красавца. Обоих сюда доставил давний друг Эдуарда — ветеринар из Челябинска Карен Даллакян. Жорика он тигренком спас из передвижного зверинца, нерадивые хозяева накормили малыша куриными костями. Одна из них впилась в челюсть, началось воспаление. Даллакян сделал несколько операций и сохранил Жорику жизнь. А совсем недавно в «Утес» прибыл еще один крупный обитатель по кличке Гектор, ставший жертвой человеческой алчности. Три года назад, когда хищник был еще тигренком, его пытались украсть из зоопарка и сильно повредили задние лапы, теперь животное не может встать в полный рост и жить в дикой природе.

Гектор, выходи!

Чтобы порадовать полосатых красавцев, общественники и меценаты привезли аппетитные тортики из сочной свиной вырезки.

— Обычный рацион наших питомцев составляют туши коров и свиней, которые мы приобретаем у местного лазовского фермера, — рассказывает Эдуард Круглов, пока благотворители готовят угощение, украшая его усами из морковки. — Признаться честно, ситуация у нас сегодня сложная: иностранные фонды, выделявшие средства на кормление тигров, из-за санкций прервали финансирование. И теперь приходится выкручиваться самим, ведь взрослая особь в день съедает до 9 кг мяса. Любая помощь просто неоценима.

Но вот наконец вкусный сюрприз готов, и мы отправились к вольеру, где вальяжно восседал изящный хищник. Почуяв мясо, он стал нетерпеливо перебирать лапами в ожидании заветной порции. С помощью специального приспособления мясной торт опустили в клетку, куда следом прыгнул и Жорик. С большим аппетитом он поглощал еду. А после стал довольно пыхтеть, так эти крупные кошки выражают чувство счастья. Оказаться в такой близости с этим не только благородным, но и опасным животным было волнительно, эмоции буквально переполняли. В отличие от своего собрата новичок Гектор еще довольно застенчив и пуглив. Даже несмотря на то, что он явно был голоден, так как бродил неподалеку и выглядывал из-за деревьев, к месту кормежки идти не спешил.

— Гектор, выходи! — кричали общественники хищнику.

Но он осмелился приблизиться к мясу только после нашего ухода и, схватив добычу, сразу же скрылся в лесной чаще.

Всех участников полосатого рейса, уезжающих из «Утеса» охватывали противоречивые чувства: с одной стороны, получили массу положительных эмоций от общения с тигром, а с другой — тяготила мысль о том, что эти грациозные краснокнижные животные могут остаться без корма. Поддержка им сегодня нужна не только от предприятий и частных спонсоров, но и от государства.

— В День тигра мы решили выйти в люди и организовать занимательные площадки, — рассказала педагог детского эколого-биологического центра г. Хабаровска Татьяна Николаева. — На прошлых выходных для сотни юных и взрослых посетителей краеведческого музея проводили тематические тигриные игры, квесты. Такую же программу подготовили на пятницу. Планируем на набережной охватить еще большую аудиторию.

На сцену через боль

Пронякова-Романова.jpg

Хабаровский проект #ПАМЯТНИКЗЕМЛЯЧКЕ посвящен выдающимся женщинам города и края. Вместе с ним мы рассказываем о тех, кто достоин собственных монументов, и об их вкладе в дальневосточную историю.

В 2000 году в Хабаровске появилась премия имени актрисы Татьяны Проняковой-Романовой «За честь и достоинство».

Татьяна Артемьевна родилась в 1917-м в Ростове-на-Дону и прожила жизнь, полную драматических событий. Ее отцу, военному инженеру, приходилось скрывать происхождение ― он был из дворянского рода Воронцовых. Мать умерла очень рано, и семья перебралась в Бобруйск. Здесь девочка впервые познакомилась с театром.

Специальных учебных заведений тогда почти не было, актерское мастерство преподавали в драмкружках. Татьяна успешно занималась под руководством московского артиста, а потом встретила первого мужа и уехала в Минск.

 Его, крупного партийного деятеля, забрали и расстреляли в 1930-х. Ей посоветовали уезжать, но город детства Бобруйск плохо принял жену «врага народа». Спасала сцена.

Встретив второго мужа, режиссера, Татьяна переехала за ним в Минск. Играла яркие роли, родила сына Валеру. Но когда труппа поехала на гастроли в Польшу, началась война. Женщин и детей отправили обратно в Россию. Беременная Татьяна с двухлетним сыном эвакуировалась в Йошкар-Олу. Играла в местном театре, впроголодь жила в общежитии, спала на газетах.

Второй ее муж погиб на фронте, в это же время в Йошкар-Оле умер сын и почти сразу после родов — малютка дочь.

При этом работать приходилось много. Спектакли играли между боями. Татьяна Артемьевна получила награду «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и познакомилась с третьим мужем ― театральным художником Василием Романовым, пережившим блокаду.

Вместе в 1947-м они переехали на Дальний Восток ― Василий Евтропович задумал написать большое полотно «Айгунский договор» (сейчас эта известная картина висит в Гродековском музее). После Благовещенска решили перебраться в Питер, но отправка багажа заставила на месяц задержаться в Хабаровске. Чету уговорили остаться.

Василий Евтропович стал главным художником оперетты, Татьяна Артемьевна — артисткой театра драмы. Он оказался последним в жизни актрисы — здесь она выходила на сцену больше 10 лет.

Сразу после ее смерти дочь, художница Виктория Романова, учредила ежегодную премию для артистов края в ее честь, выплачивая награду из личных средств.

А в декабре исполнится 105 лет со дня рождения достойной артистки с трудной судьбой.

В борьбе за каждую душу

независимость .jpg

Признание среди горожан центр социальной адаптации «Независимость» получил неслучайно.

Сотни человек за год проходят здесь реабилитацию, чтобы избавиться от пагубных зависимостей.

— Если честно, мы особо не надеялись на победу, когда подавали заявку на конкурс, объявленный мэрией Хабаровска, — признался руководитель организации Владимир Михайлов. — Но началось открытое голосование, и в очередной раз убедились, что работаем не зря. Так много людей, которым когда-то помогли вернуться к нормальной жизни, их родные и друзья, поддержали нас.

Мании прячутся в голове         

За высоким забором центра скрывается вполне обычный дом, где люди готовятся к зиме, разгружая привезенный уголь, варят деревенский борщ.

— Но ведь такое ограждение неспроста? — интересуюсь у консультанта по химической зависимости, специалиста по социальной работе Антона Гороховского.

— Да, — отвечает он. — Все потому, что первый этап на пути к выходу из любой зависимости — это изоляция. На протяжении девяти месяцев люди остаются отрезанными от мира, в котором они могут достать наркотики, алкоголь, сесть за компьютерную игру. В этот период психологи ведут серьезную работу с головой, они учат наших ребят честно смотреть на свою жизнь, понять, что в ней было не так.

— Курить травку я попробовал еще в 12 лет, — поделился своей историей выпускник «Независимости» Артем. — Хотя рос нормальным ребенком, хорошо учился. Героин вошел в мою жизнь, когда развелись родители. Тогда я был студентом, и мир казался злым и несправедливым. Употреблял наркотики регулярно, но были и моменты просветления, пытался это пристрастие бросить, даже женился, родились дети. Но тяга оказалась сильнее воли и обязательств перед родными. Кривая дорожка довела до мест не столь отдаленных. После того как освободился, друзья отвернулись, и я опустился на самое дно. Моя жена нашла «Независимость». Спустя 9 месяцев реабилитации у родных не осталось денег, чтобы завершить курс лечения. Тогда предложили остаться бесплатно, руководитель сказал, что своих они не бросают. Прошло уже два года с тех пор, как я не употребляю, есть работа, жена, друзья. Благодаря центру начал новую жизнь, которой никогда не знал.

Они учатся любить и заботиться

— Важный этап в борьбе с зависимостью — это социализация, — говорит Антон Гороховский. — Человека нужно вернуть в общество, чтобы он научился зарабатывать себе на хлеб, интересно проводить досуг. У зависимых людей разрушаются все духовные ценности, они не знают, что такое настоящая любовь, забота. Этому приходится учиться.

Центр нередко оказывает волонтерскую помощь домам престарелых, инвалидов, приютам для животных. Парни выполняют физическую работу, например, недавно помогали зоосаду чинить и красить клетки для зверей, после тайфуна убирали упавшие ветки и деревья. Девушки в основном выезжают в дома престарелых и инвалидов, ухаживают за пожилыми, помогают им по хозяйству. Такой опыт развивает навыки, необходимые в быту и труде. Ведь многие из ребят, когда приходят в «Независимость», элементарных вещей делать не умеют, не знают, с какой стороны подойти к плите, как держать топор, а спустя время готовят не хуже шеф-поваров и по хозяйству работают с удовольствием.

Свободное время проводят интересно: парни играют в любительский хоккей, футбол, девушки ходят на фитнес. И результат налицо. Хабаровский центр социальной адаптации — один из лучших на Дальнем Востоке по количеству вышедших из зависимости людей, поэтому сюда приезжают из разных регионов — Приморья, Амурской области и даже из Москвы.

— Конкурс «Общественное признание» проводился впервые в этом году, — сказал заместитель мэра Хабаровска по связям с общественностью и СМИ Денис Митрофанов. — Главная его цель — отметить заслуги людей и организаций, которые своим трудом, творчеством и активной жизненной позицией вносят значительный вклад в социальную жизнь города. Сегодня в двух номинациях — «Горожане» и «Сообщества» определены победители и призеры, торжественная церемония их награждения состоится 30 сентября во время гражданского форума «Бери и делай».


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)