С глаз долой
logo

Сюжеты

С глаз долой

Анна МИХАЙЛИК, фото автора

1 декабря вступил в силу закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Как это коснулось города, разбирались «Хабаровские вести».

Среди новых ограничений для попавших в списки Минюста запрет на распространение информации среди несовершеннолетних: теперь контент иноагентов считается причиняющим вред здоровью и развитию детей и должен маркироваться крупной отметкой «18+», а написанные ими книги могут продаваться только в закрытой упаковке.

Сейчас в перечне значатся достаточно популярные у читателя авторы — Михаил Зыгарь*, Дмитрий Глуховский**, Дмитрий Быков***. Для книжного бизнеса, переживающего один удар за другим, это новое испытание — с уже поступившими в продажу изданиями нужно что-то делать. Убирать подальше от детских глаз? Спешно заворачивать в бумагу? Мы побывали в хабаровских книжных, чтобы узнать, как они адаптируются к нововведениям.

Первый на нашем пути магазин известной городской сети. Здесь не оказалось ни одной книги интересующих нас писателей, но дело, скорее всего, вовсе не в новом законе — полки здесь заполнены меньше чем на половину, а сотрудники предлагают искать авторов на их сайте. Там, кстати, в наличии большая часть произведений, но под фамилиями крупными красными буквами подписано «внесен в реестр иностранных агентов».

В филиале большой российской сети все иначе: здесь можно найти почти всех трех литераторов, причем Зыгарь* представлен даже на столе с бестселлерами возле входа, а Глуховский** — среди именитых авторов-фантастов, между Гербертом и Сапковским. Те книги, что не затянуты в заводскую пленку с возрастным цензом на обложке, не очень аккуратно завернуты в нее, очевидно, прямо в магазине или на складе, а пометка «18+», напечатанная на белой бумаге, приклеена сверху скотчем. Продавец-консультант не очень охотно говорит, что никаких трудностей в связи с новым законом сотрудники не испытали.

В еще одном хабаровском магазине нами был обнаружен только Глуховский**, он занимает целую полку, причем центральную, на стенде с фантастикой. Но здесь полистать его сочинения любопытным детям тоже не удастся — упаковка не позволит. Другие «запрещенные» авторы, по словам консультанта, не пользуются спросом, зато серия «Метро» (18+) стабильно популярна. Продают ее только по паспорту, впрочем, как и другие книги с маркировкой возраста. Да и в целом, уверяют сотрудники, серьезных изменений они с начала декабря не заметили, проверок пока не было.

На фоне ситуации в Москве и Санкт-Петербурге, где партии книг выставляют на распродажу, изымают из магазинов, спешно заворачивают в крафт-бумагу, хабаровские книжные новый закон переживают спокойно. Однако это не единственные нововведения в этом месяце, касающиеся отрасли, — 5 декабря Владимир Путин подписал документ, полностью запрещающий пропаганду ЛГБТ. Книгоиздатели отмечают, что запрещенными могут стать не только произведения современных авторов, но и античная литература, классика, биографии известных личностей. Вероятно, магазины ждет новая, более масштабная ревизия: за нарушение закона можно получить серьезный штраф.

* Михаил Зыгарь внесен Минюстом в реестр СМИ-иноагентов.

** Дмитрий Глуховский внесен Минюстом в реестр СМИ-иноагентов.

*** Дмитрий Быков внесен Минюстом в реестр СМИ-иноагентов.

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)