Крепко стоим на руках
logo

Темы номера

Крепко стоим на руках

Дарья УЛАНОВА, фото автора

Суперфинал городского конкурса профмастерства «Педагогический звездопад» собрал полный актовый зал гимназии № 3.

Здесь по традиции не было ни одного свободного места: сосредоточенно готовились за столами члены большого жюри, на стульях разворачивали плакаты и собирали шарики в связки команды поддержки.

Ну а сами суперфиналисты — победители в шести номинациях — демонстрировали просто блестящий настрой. По крайней мере, «Лучший молодой педагог» Даниил Малявин из гимназии № 1 — его сверкающая серебристая рубашка буквально ослепляла всех входящих.

15 баллов из 10!

А еще он был… на каблуках. Небольших — профессиональных, для танцев.

— Сегодня нужно показать все, на что мы способны, — широко улыбнулся он под стать рубашке. — А я давно занимаюсь современной хореографией. Так что кроме видеовизитки мы с моими практикантками подготовили еще и номер. Вы все увидите!

Самопрезентацию, кстати, эксперты не оценивали. А жаль! Тут Даниил мог бы заработать все 15 баллов из 10. Потому что только очень разносторонний учитель химии и биологии так красиво поднимается с колен через прыжок в стойку на руках! Да, он преподает ребятам таблицу Менделеева и фотосинтез. А ведь запросто мог бы и физкультуру, в такой-то форме. Впрочем, он открыл в гимназии танцевальное объединение «Импульс». А еще стал советником директора по воспитанию — и это за первые два года работы. Так держать!

Другие суперфиналисты тоже нашли чем заинтересовать аудиторию. Например, лучшая наставница 2024 года, Елизавета Серпокрылова из школы № 87, рассказала свою версию истории о Маленьком Принце, где есть комета Школьная Команда, Созвездие Льва, а дома вместо благородной Розы ждет любящая семья. Ну а педагог допобразования центра «Гармония» Маргарита Малеева поделилась с аудиторией хитовой песней про Правила дорожного движения.

Но настоящие испытания ждали впереди.

По уши в любимом деле

Нельзя просто так взять и показать здесь профессиональную находчивость — каждый год организаторы придумывают для суперфинала новое неординарное задание. То нужно пройти квест, то сообразить «педагогическую инсталляцию» из фруктов и овощей. Но на этот раз чеснок с апельсином совмещать не пришлось: материалом для творчества стали малоизвестные пословицы. Их нужно было раскрыть с педагогической точки зрения. Где же подвох? А вот он: на размышление давалась всего минута!

Однако разве этим напугаешь настоящих мастеров донесения материала? Они своим ребятам и не такое объясняли. Например, «Не умеешь шить золотом — так бей молотом!» — такая задачка досталась «самой классной классной» из школы № 62 Елене Косницкой.

«Елена Александровна, мы за вас!», «Родители с вами» — заплясали плакаты в зрительном зале.

— Я думаю так: не каждому дано достичь каких-то небывалых высот — стать президентом страны или даже директором школы, — высказалась конкурсантка. — Поэтому каждому нужно делать то, что у него получается лучше всего, ставить себе цели в этой области и обязательно к ним идти!

«Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться» — фразу с подковыкой вытянула себе лучший воспитатель года Анна Петришенко из детского сада № 188.

— Наша задача — научить детей очень многому, всегда быть для них образцом, а это большая работа, — объяснила она. — Невозможно получить результат без усилий. Нужно трудиться — то есть не раз наклониться! — чтобы увидеть подрастающее поколение таким, каким хочется.

«Пока железо в работе, его и ржа не берет» — над этим минуту размышлял Даниил Малявин.

— Мы, педагоги, должны быть погружены в любимое дело… грубо говоря, по уши! — эмоционально заявил он.

Согласны: по уши — это как минимум. А то и с головой!

Имя абсолютного победителя городского конкурса «Педагогический звездопад» мы узнаем 3 мая. Его произнесет со сцены ГДК мэр Хабаровска Сергей Кравчук.
Чтобы лучшие зажигали

пед.jpg

Заключительным заданием для суперфиналистов стало публичное выступление на заданную тему. Нужно было продолжить фразу основателя русской педагогики Константина Ушинского: «Педагогика — первое и высшее из искусств, потому что…»

А вот тут конкурсанты поразили глубиной и серьезностью подхода к испытанию. Например, Елизавета Серпокрылова в процессе изучила биографию не только самого мастера, но и его учениц — недаром ведь стала лучшей наставницей!

— Чтобы понять эту мысль, я решила еще раз проследить путь Константина Дмитриевича, — объяснила участница. — Она была опубликована незадолго до того, как Ушинский стал инспектором Смольного института благородных девиц. Он смог заинтересовать множество учениц, которые до этого только зубрили, а их судьба была стать украшениями гостиных. Педагогика, как и искусство, создает — новые мысли, знания, опыт, которые могут сподвигнуть на большее. Один из таких примеров — Елизавета Водовозова, которая стала детской писательницей и автором книг по педагогике.

Ну а преподавателю изо лицея «Звездный» Ульяне Викиной (ее признали «Лучшим учителем года») как художнику просто есть с чем сравнить:

— Изучаешь технологию, приемы, методы. Используешь их сначала несмело, робкими штрихами, сквозь страх белого листа: а что, если не получится? Затем начинаешь работать размашисто, наносишь широкие мазки. А потом маленькой кисточкой расставляешь акценты и доводишь результат до совершенства… Получается, да, педагогика — это искусство. Первое и высшее, потому что формирует личность, стремящуюся к совершенству.

Большое жюри осталось выступлениями очень довольно.

— Для меня удивительно, насколько креативными стали с годами наши участники, — отметила его председатель, начальник городского управления образования Татьяна Матвеенкова. — Они одновременно исследователи, творцы, новаторы. Очень хочется, чтобы лучшие педагоги зажигали своей невероятной энергией и учеников, и коллег.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)