Мечта, знаете Ли!
logo

Темы номера

Мечта, знаете Ли!

Дарья УЛАНОВА, фото автора

Одна из самых одаренных молодых скрипачек России Александра Ли впервые за 17 лет прилетела с концертом в Хабаровск, где ее помнят еще малышкой.

Правда, информацию о «музыкальном вундеркинде», как ее часто называют, в рунете найти крайне сложно.

― Просто теперь все на английском, ― улыбаясь, объясняет девушка. ― С тех пор, как в 2013 году я уехала из России, вся моя творческая активность сместилась на Запад.

География на практике

Хабаровск она покинула еще раньше, в 2004-м, чтобы учиться в Центральной музыкальной школе при консерватории им. Чайковского. После нее был бакалавриат в Лондонском королевском колледже музыки, а затем магистратура Манхэттенской музыкальной школы в Нью-Йорке.

― Пока училась в Англии, объездила Европу: играла во Франции, в Италии, Германии, Австрии, Прибалтике, ― перечисляет Александра. ― Когда переехала в США, гастролировала в основном по Северной и Южной Америке. Концерты сегодня основная моя деятельность. С радостью выступаю и сольно, и с оркестрами.

Правда, эпидемиологическая ситуация ощутимо поправила ее интенсивный график: с конца 2020 года молодая исполнительница вынуждена оставаться в Москве. За это время успела выиграть первую премию конкурса Российского национального молодежного симфонического оркестра, а вот выступлений пока немного.

― Сказались ограничения, да и связи за это время подрастерялись, — пожимает плечами девушка. ― Зато наконец получилось приехать в Хабаровск.

Да, вы правильно поняли: визит на Дальний Восток ― ее собственная инициатива.

Одна из первых побед Александры Ли — 1-е место на фестивале «Новые имена стран АТР» в 2002 году. Девочке было семь.
Крошка в белом платьице

― Когда филармония предложила дату и произведение, которое я могу сыграть с Дальневосточным симфоническим оркестром, я очень обрадовалась, ― признается Александра. ― Концерт № 1 для скрипки с оркестром Никколо Паганини ― очень знаковая для меня вещь. Ведь я впервые начала разучивать его еще здесь, когда мне было девять. А первым человеком, который разбирал его со мной, стала Вера Андреевна Дубовик, тогда концертмейстер ДВАСО. Это было, конечно, совсем не по возрасту, но она терпеливо объясняла мне каждую часть. И почему-то вообще во мне не сомневалась.

И правильно: уже в одиннадцать лет Саша впервые исполнила концерт с камерным оркестром Александра Рудина ― и получила Гран-при Международного телеконкурса «Щелкунчик».

А с Дальневосточным симфоническим познакомилась еще в пять, когда выиграла первый же свой конкурс. Даже привезла с собой старые фото: вот она на сцене, крошка в пышном белом платьице, вот со своим первым педагогом Олегом Кудиным, а вот рядом с дирижером Виктором Тицем.

― Жаль, что не удалось увидеть многих знакомых: половина оркестра сейчас на больничном. Имен не назову, я же тогда почти ничего не понимала. Но лица до сих пор в памяти. К счастью, были музыканты, которые подходили и говорили: «А мы вас помним еще во-от такой маленькой».

В филармонию Александра приехала прямо из аэропорта ― репетиция первым делом. Говорят, она была такой ответственной с самого начала.

― Мама вспоминала, что я могла заниматься по 6―7 часов в день. Вставала сама, меня никто не заставлял. Начинала с восьми-девяти утра, потом рисовала или занималась учебой, затем опять и так до одинадцати вечера. Мне не было тяжело, я испытывала огромное удовольствие. Но, по словам родителей, прибавляла в росте, только когда болела…

Так что город детства Александра решила осматривать уже после концерта, ночью:

― Хочу пройтись до колледжа искусств, заглянуть на площадь Ленина ― мы всегда гуляли по ней с мамой. Посмотреть на свою музыкальную школу и улицу Большую, где раньше был наш дом. Я прожила здесь всего пять лет, но считаю Хабаровск родным. С ним столько всего связано…

В плейлисте известной скрипачки можно найти как Чайковского, так и… рэпера Басту.

— А что, это детство! — смеется она. — Вот с тех пор его и слушаю.


Однажды в Нью-Йорке

В гримерке краевой филармонии, где мы беседуем, почти пусто: только малиновое концертное платье на вешалке и футляр со скрипкой на диванчике.

— Всегда беру с собой еще один смычок и дополнительный аккорд струн — случиться может всякое, — объясняет девушка. — Однажды в Нью-Йорке, когда я играла на сцене «Кармен-фантазию» Ваксмана, у меня прямо в середине коды лопнула струна «ми». Да так, что порезала два пальца и губу. Не знаю, как доиграла эту коду — она ведь вся на струне «ми», — но думала только об одном: вот бы кровь, которая начала капать с губы, не попала на мою скрипку!

Еще бы. К антикварному инструменту 1865 года работы французского мастера Оноре де Розе она относится трепетно: его юной скрипачке подарили в честь окончания 15-летнего контракта с Сеулом, куда она каждый год приезжала с концертом.

— Еще одно время сильно параноила по поводу концертной одежды, возила запасную, — добавляет Александра. — Но в сегодняшнем платье уверена полностью. А вообще я не суеверный человек, у меня нет каких-то талисманов.

Хотя дорогие сердцу вещи все же есть. Так, с ней всегда ее крестик и колечко, подаренное родителями. А еще она с детства хранит брелок в виде билета в Карнеги-холл:

— Впервые я побывала там в 2008-м, когда мы посетили Нью-Йорк с детской миссией ООН. Выступали в Линкольн-центре, а туда попали на экскурсию. Я была настолько впечатлена, что сказала себе: «Придет время, и у меня будет настоящий билет с моим именем на нем!»

Когда все получается

Мечта сбылась всего через 10 лет. В октябре 2018-го 23-летняя Александра Ли дебютировала на одной из самых престижных площадок мира с Концертом ре-минор Сибелиуса. Зал аплодировал ей стоя.

— Зрители в Америке и России, безусловно, очень отличаются. Наши более строгие и просвещенные в плане классической музыки. Удивительно, но это так. Произвести фурор в США просто: они не скрывают эмоций, кричат «Браво!», стоячую овацию мне устраивали буквально на каждом выступлении. А в России, чтобы поднять публику с мест, нужно показать что-то из ряда вон — у нас другая культура…

…Но у нее все получилось. Не подвели ни струны, ни платье. Головокружительные пассажи концерта Паганини она играла так, будто это ей ничего не стоит. Так что были и крики «Браво!», и стоящие зрители.

— Такого я еще никогда не слышал, — изумленно признался мой сосед по зрительному залу.

А мы надеемся услышать снова. И не раз.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)