В картине было слово…
logo

Темы номера

В картине было слово…

Дарья УЛАНОВА, фото автора

Художница Инна Зосимова может создать из букв и росчерков целый мир. А потом легко и увлекательно объяснить его пятиклассникам. Ну а на какой еще выставке вы будете разгадывать перо, нюхать тушь и вырезать ручку из жестяной банки?

— Большинство думает, что каллиграфия — это просто красивое письмо, а на самом деле тут Вселенная, — рассуждает Инна на фоне своих картин в галерее им. Федотова. — За моей спиной, например, работа, которая сделана прямо к выставке. Сейчас я прохожу курс по стилю Spencerian, и это вариации написания букв. Например, R. Видите, сколько здесь способов ее написать? Больше 20! В этом и есть мастерство каллиграфа: чем их больше, тем лучше.

Всего работ 27 — это если считать по названиям. В штуках получается больше: Инна любит делать диптихи и триптихи. А еще загадывать загадки и раскрывать неожиданные детали. Поэтому шуметь толпа девчонок и мальчишек из школы № 32 перестает очень быстро.

— Знаете такую поговорку: «Что написано пером — не вырубишь топором»? — художница заходит сразу с козырей. — Эта картина называется «Перо Шекспира». Мне очень понравилось передавать игру слов и смыслы: фраза здесь написана не просто пером в буквальном смысле, но и в форме пера. А для тех, кто сможет прочесть, что тут зашифровано, я приготовила подарки.

Магическое слово сразу вызывает у ребят бурный энтузиазм. Они облепляют небольшую работу, наклоняются, крутят головами и не раз еще подбегают к картине, пока Инна переходит от одной части экспозиции к другой. А у нее экскурсионные сюрпризы только начинаются.

Нить и образ в голове

— Вот эта работа нарисована… ниточкой! — указывает она на картину «Мой город». — Это мой любимый вид графики: вы сначала окунаете нить в краску, раскладываете на листе, как вам нравится, а потом водите и дергаете. Это настоящий тренажер для терпения! Но получаются очень интересные узоры, которые потом можно дополнить.

Тут из них появились фонари и очертания арочных окон вместе с фразами-ощущениями про шепот дождя, шорох листьев на ветру и запах мокрого асфальта.

— Каллиграфия — вид искусства, где текст органично дополняет рисунок. Лично у меня от появления рисунка до добавления к нему текста может пройти год, а то и два.

Но иногда одно неотделимо от другого. Так, рядом с «Моим городом» висят два каллиграфических портрета графа Муравьева-Амурского и Николая Гродекова, полностью состоящие из красиво написанных слов.

Дальше — рождественская серия, на которой Инна показывает, как росчерк превращается в ангела или зверя, и заинтересовавшая многих картина «Сознание».

— Это очень непростое понятие, — признается автор. — Что оно значит? Как мы можем определить сознание?

— Например, Яна хочет кушать! — подумав, выкрикивают мальчишки.

В ответ летят смешки, но вообще примета неоспоримая.

— А еще это образы, которые рождаются в нашей голове, — продолжает Инна. — Так у меня появились воздушный змей и папа с дочкой, идущие по берегу.

Но больше всего школьников впечатляют две огромные бумажные полосы с письменными упражнениями, растянутые от пола до самого потолка.

— А это то, что я делаю каждый день, — смеется девушка. — Представляете, сколько у меня черновиков?

— Каждый день?! — ребята с изумлением и, что скрывать, некоторым страхом задирают головы. Похоже, до этого момента они не слишком представляли себе, какой объем практики нужен уважающему себя каллиграфу.

Выставка (6+) продлится до 23 апреля включительно. Подробности можно узнать по тел. 21-06-58.
Только без дохлых мышей!

К основному (2).jpg

Но из черновиков тоже можно сделать красоту. Инна тут же объясняет, как: на выставке есть стенд с материалами: бумагой ручного литья от Татьяны Масловой, чернилами собственного изготовления и… маньчжурскими орехами.

— Видите, у них сохранен околоплодник — тот самый, который пачкается и потом не отмывается. Вот из него я и варю тушь. Работы по мою левую руку, к примеру, сделаны ею. А в картине «Сады цветут» я использовала не только ее, но и инструмент Cola pen — он так называется, потому что его можно вырезать из банки от колы.

Через несколько секунд ребята знакомятся с этими сокровищами близко: художница извлекает бутылек с тушью и перья из своего чудесного чемоданчика — он же рабочий пенал.

— Изюмом пахнет! — определяет аромат ребятня.

— Не совсем, — поправляет художница. — Я добавляю туда гвоздику. Это консервант, который помогает туши храниться долго. Если честно, когда мой учитель впервые познакомил меня с рецептом, от его чернил запах был такой, будто кто-то умер. Мои лежат у меня уже несколько месяцев. Пахнут, конечно, резковато, но все же не дохлыми мышами!

Ну а дальше наступает время волшебства: прямо на глазах у юной публики Инна разрезает ножницами жестяную банку и превращает заготовку в ручку, которую мальчишки и девчонки с удовольствием пробуют.

— Ну а фразу из пера кто-нибудь угадал? — не забывает напоследок спросить художница.

В воздух взлетают сразу пять рук.

— «Где мало слов, там вес они имеют», — хором декламируют дети.

— Тут оказалось даже лучше, чем я думала, — делится впечатлениями Лиза Богомолова из 5-го «А». — В каждой картине скрытый смысл, который хочется разгадывать. Мне больше всего понравилось «Сознание» — это почти как вся жизнь сразу! И змей, и папа с дочкой, и красивые слова… И краски играют! Хоть она и черно-белая.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)