Любимы паствой, не угодный братии. В прокате с 14 октября
logo
Любимы паствой, не угодный братии. В прокате с 14 октября

Биографическая драма о православном святом «Человек божий» (12+), экранизация новеллы Стефана Цвейга «Королевская игра» (16+) и российский фестивальный хит «Герда» (18+) в числе прочих выходят в прокат на этой неделе в Хабаровске.

«Человек божий» рассказывает о непростом жизненном пути Нектария Эгинского, одного из самых почитаемых в Греции святых. Точкой отчета становится 1890 год, когда Нектария, год назад возведенного в сан митрополита и ставшего епископом Пентапольским, отправляют на покой как не ужившегося в климате египетском. Основанием для отстранения Нектария стал донос патриарху кого-то из братии, недовольного чрезмерным человеколюбием митрополита.

Нектарий отправляется в Грецию, где пытается встретиться с патриархом, но тот его не принимает. Лишь спустя несколько месяцев, проведенных в большой нужде, его назначают проповедником, а затем — и руководителем богословской школы. Остаток жизни Нектарий провел в основанном им же женском монастыре на острове Эгина. И все эти годы любовь простого народа, считавшего, что нет ничего неисцелимого для святого Нектария, сочетались с неприятием со стороны братии…

Этот фильм — авторский проект американки греческого происхождения Елены Попович, которая написала сценарий, сняла и спродюсировала картину, собрав на съемочной площадке интернациональный актерский состав. Нектария играет грек Арис Серветалис, в эпизодических ролях снялись россиянин Александр Петров и американец Микки Рурк. «Человека божьего» вряд ли можно назвать религиозным кино, это скорее добротная костюмная историческая драма о том, что настоящий подвижник, как правило, не вписывается в существующие общественные и институциональные рамки и неизбежно сталкивается с отторжением что в государственной, что в церковной системе.

2560x (1).jpg

Немецко-австрийский фильм «Королевская игра» основан на «Шахматной новелле» Стефана Цвейга. 1940-е годы. На борту трансатлантического лайнера пассажиры устраивают шахматный турнир с одним из сильнейших гроссмейстеров мира. Один из пассажиров показывает очень высокий класс игры, а когда его спрашивают, где он научился так играть, тот рассказывает свою историю. Его зовут доктор Йозеф Барток (Оливер Мазуччи), он был преуспевающим юристом в Вене, и когда в 1938 году в Австрию вошли нацисты, его забрало гестапо, чтобы он выдал конфиденциальную информацию о своих клиентах и их активах. Барток отказался, и тогда его заперли в номере отеля, выводя только на допросы. Однажды ему удалось незаметно вытащить из шинели одного из тюремщиков книжку — это оказался сборник лучших шахматных партий, когда-либо разыгранных в мире. Чтобы не сойти с ума в изоляции, он начинает разыгрывать эти партии, соорудив самодельную шахматную доску и фигуры. Но увлечение шахматами тоже стало своего рода формой безумия…

Шахматы и душевное расстройство в мировой культуре очень часто идут рядом. Вспомнить хотя бы «Защиту Лужина» Набокова или имевший большой успех мини-сериал «Ход королевы» по книге Уолтера Тевиса. «Королевская игра», довольно изысканно снятая бывшим клипмейкером Rammstein, Мадонны и других поп-звезд из высшей лиги Филиппом Штольцлем, помимо первоисточника явно имеет в анамнезе все тот же «Ход королевы», а также «квартирную» трилогию Романа Полански — «Отвращение», «Ребенок Розмари» и «Жилец», но до их уровня, конечно, не дотягивает.  

2560x (2).jpg

Российский фильм «Герда» рассказывает историю девушки Леры (Анастасия Красовская), днем — студентки, изучающей социологию, а по ночам — танцовщицы в стрип-клубе. В жизни у Леры сложный период. Ее отец ушел из семьи к другой женщине, бросив их с матерью. Но иногда он возвращается, не в силах полностью разорвать связи, напиваясь и делая их жизнь совсем невыносимой. У матери (Юлия Марченко) тихо «едет крыша». Лера заботится о ней, как может, но все чаще пребывает в сомнамбулическом состоянии и все чаще задумывается, зачем нужна такая жизнь…

Картина Натальи Кудряшовой, получившая приз молодого жюри и награду за лучшую женскую роль на кинофестивале в Локарно, сделана нарочито замедленно и медитативно. По замыслу автора зритель, двигающийся вместе с героиней по кругам провинциального ада — от обшарпанных квартир в спальных кварталах до клубных приватных кабинетов, должен все это хорошенько прочувствовать и пропустить через себя. Стоило ли растягивать этот трип юной Леры-Герды на 120 минут, вопрос дискуссионный. Но играет дебютантка, модель из Минска Анастасия Красовская действительно хорошо. Кастинг — большая удача этой картины. Не обошлось и без вездесущего в этом году Юры Борисова. Он играет художника Олега, друга главной героини.  

Дмитрий КОШЕВОЙ   

Короткая ссылка на новость: https://khab-vesti.ru/~DisWz