Искусство – это когда приходишь с поп – корном в кино и перестаешь жевать - Андрей Кончаловский
logo

Культура

Искусство – это когда приходишь с поп – корном в кино и перестаешь жевать - Андрей Кончаловский

Народный артист РСФСР, обладатель «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля, режиссёр и сценарист Андрей Кончаловский  провел в Хабаровске творческий вечер, сообщает ИА Открытый город.

Мэтр посетил Дальний Восток в рамках большой культурной программы, посвящённой двойному юбилею: в 2017 году Кончаловскому исполняется 80 лет, 55 из которых он посвятил кино. На встрече со зрителями режиссёр много говорил об искусстве. Но этот тур  является и подведением итогов, поэтому мэтр много размышлял о жизни, цензуре, любви и смерти. Прославленный режиссер начал разговор с рассуждения о том, что такое искусство, о его роли в жизни каждого человека.

«Есть развлечение, а есть искусство. Казалось бы, они рядом. Вот приходим в кино, сидим, жуем поп – корн. Потом вышли - и дальше пошли есть. И забыли. А в искусстве так не бывает. В искусстве приходишь с поп – корном и перестаешь жевать почему – то. А когда выходишь из кинотеатра и разговаривать не хочется. Что – то заставляет человека, который приобщается к искусству, помолчать. Это  как в церковь сходить или на горе посидеть, на небо посмотреть. Что- то есть родственное в ваших отношениях с самим собой и присутствием рядом с настоящим искусством», - говорит Андрей Кончаловский.

4.JPG

В течение вечера мэтр подкреплял рассуждения отрывками из своих фильмов, по праву вошедшие в золотой фонд отечественного и мирового кинематографа: «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», «История Аси Клячиной», Курочка Ряба». Мастер приоткрыл секреты профессии, рассказав о «скрытых смыслах» в его картинах и спектаклях.

Так, в процессе разговора зашла речь о цензуре в кино. В некоторых фильмах, к примеру, мат используется как художественный прием, передающий настоящие, а не наигранные  эмоции в кадре, признается Кончаловский. «Когда много мата на экране или в театре, это не возбуждает. Когда артист исполняет какую- то роль и там много нецензурных слов, можно сказать, что хорошо играет, предположим, но все равно неправда. А вот мужик, который уронил молоток с крыши и матюгнулся – никаких проблем. Веришь».

Любимый афоризм режиссера - это определение искусства как «сообщения чувств». Мастер убежден, что именно сообщение чувств, которые должны найти ответное эмоциональное волнение в зрителе, - первостепенная задача художника.

«В искусстве очень важен отбор. К примеру, есть порнография, а есть эротика. Порнография – это не искусство, а развлечение, оно не вызывает у человека ничего, кроме возбуждения. Оно пришло и ушло. Выключил и забыл. Эротика – это чувство. Это не про то, что кто – то с кем – то прыгает на постели. А про то, что вы должны испытывать некое чувство. Если вы стоите за дверью и слышите любовный акт, то вы гораздо больше вообразите и почувствуете, если все это не показывают в лицо. Это значит, что искусство возбуждает в вас художника, растит воображение, это очень важно», - говорит мэтр.

2.JPG

На творческом вечере режиссер отвечал на вопросы зрителей. Хабаровчане интересовались о разных сторонах жизни: любимых джазовых исполнителях, артистах, фильмах и современных писателях, скандалах вокруг творчества. На многие вопросы мэтр отвечал со свойственным ему тонким чувством юмора. К примеру, на вопрос, сложно ли было шесть раз жениться,  Кончаловский отшутился, мол, «сначала было легко, а потом сложно».

Зрителей интересовали и серьёзные темы. К примеру, как вернуть современной молодежи любовь к чтению. «Отнять гаджеты, пока не поздно, - предупреждает режиссер. - Выдавать по  субботам. Или за хорошие оценки. Принес пятерку  - получи на полчаса в день. Иначе, на мой взгляд, случится катастрофа».

Несмотря на то, что в этом году Кончаловский отмечает 80‑летний юбилей, он находится в прекрасной физической и творческой форме. На вопрос из зала, что он употребляет, что так хорошо выглядит, мэтр ответил старым советским анекдотом: «Пью все жидкое, но понемножку».

Затронули хабаровчане философские темы: как сочетались у режиссера в работе желания и возможности. «Никак не сочетались, - говорит мэтр. Мы же глупые, никогда не можем соизмерить то, что хотим и можем. Скорее, с возрастом это приходит. Но вообще нужно всегда хотеть больше, чем можешь. Но это не значит, что потом надо быть расстроенным, что этого не сделал».

Закончился двухчасовой диалог вопросом о картина мира Кончаловского. «Знаете, мы мир переделать не можем. Надо его принять, какой он есть. Надо позволить всем людям быть, какие они есть и тогда, может быть, мир будет меняться», - заключил мэтр.

Видео смотрите тут

А.Ш.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)