Культура
Она стала самым масштабным совместным культурным проектом в истории музея (0+).
В экспозиции представлены около 70 образцов коврового искусства коренных малочисленных народов Севера, собранные музеями почти за 100 лет.
— К работе подключились семь участников, — рассказала на церемонии открытия автор и куратор выставки Галина Титорева. — Все они откликнулись, а это было непросто. Мы постарались показать лучшие, эталонные произведения.
Самый ранний экспонат — ковер 1941 года знаменитой нанайской мастерицы Майлы Актанки, получившей Гран-при Всемирной выставки в Париже и впервые соединившей народный узор с советской символикой. Самый поздний и по совместительству один из самых редких выполнен Татьяной Киле из рыбьей кожи — непривычного материала.
— В основном экспонаты выставки из текстиля, — уточнила Галина Теодоровна. — Самая популярная техника — аппликация с вышивкой по краю. Но есть и другие, например, мозаика или плетение из полосок ткани разного цвета.
Ковры из меха — творчество, характерное для северных этносов, кочующих оленеводов, таких как эвены и эвенки. Кроме мозаики, они используют сложную технику инкрустации, когда изображение сначала прорезается на цельном куске шкуры, а потом заменяется кусочками другого цвета.
Но самый экзотический материал — птичьи шкурки.
— Это отличительная черта негидальских мастеров, — объясняет куратор. — Например, на выставке есть круглый ковер, где мастерски сочетаются шейки уток и селезней. Его сделала известная мастерица Анна Надеина.
Чтобы собрать все эти сокровища в одном месте, Гродековский объединился с Дальневосточным художественным музеем, краеведческими музеями Комсомольска-на-Амуре, Амурска и Ульчского района, Комсомольским музеем изобразительных искусств и владивостокским музеем им. Арсеньева.
— Приходите оценить великолепие и разнообразие, — призвала хабаровчан Галина Титорева.
«Ковры Приамурья» будут работать до 10 января.