«Аврора»: залп по ценам?
logo

Экономика

«Аврора»: залп по ценам?

Петр МАЗУР

Объединенная дальневосточная авиакомпания намерена обеспечить пассажирам недорогие перелеты и комфорт в небе.

Чтобы понять, насколько необходимо развивать авиасообщение на Дальнем Востоке, приведем лишь две цифры: из 1,7 тысячи населенных пунктов округа к 1 665 нет круглогодичных дорог. По сути, небо востока страны приходится открывать заново, и это сродни второму походу по освоению Тихоокеанской России.

Только самолетом

Для развития Дальнего Востока нужна транспортная доступность. Серьезный шаг к решению проблемы и есть создание дальневосточной авиакомпании, подчеркнул вице-премьер, полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев. Сахалинская область выкупила у «Аэрофлота» полностью пакет акций «Авроры». Следующий шаг — обмен ее акций на блокирующие пакеты акций региональных компаний. Создана общая структура, смысл которой в том, что не будет множества авиакомпаний, каждая из которых сама по себе планирует рейсы.

Единая дальневосточная компания под брендом «Аврора» создана на базе шести региональных авиакомпаний. Идет работа по синхронизации авиаперелетов. Небесная структура получилась оригинальной: по 5 процентов принадлежат десяти субъектам, 49 процентов — Сахалинской области. Получается своего рода холдинговая компания с собственной системой мер государственной поддержки, единой поставкой судов, общей системой обучения кадров. Основная цель — снизить стоимость билетов.

Специалисты увидели в этом большой резерв эффективности авиасообщений и комфорта для населения. Хватит летать в Петропавловск-Камчатский, скажем, из Якутска через Москву. Укрепление единой дальневосточной компании — одно из ключевых поручений президента страны. Потребность в судах, в целом государственная поддержка выстроены до 2025 года. Сформирована сеть социально значимых маршрутов: 66 межрегиональных и 469 местных.

На чем полетим

Какие суда предпочитает получить «Аврора»? По мнению ее руководителя Константина Сухоребрика, потребуются региональные самолеты и машины для местных авиалиний. В поле зрения компании уже попал Ил-114-300. Идет его сертификация. Откроется продажа — «Аврора» намерена приобрести самолеты этого класса. Стоит недешево — 1,5 млрд руб., но для регионального судна цена считается объективной. Разрабатывается однодвигательный «Байкал». «Аннушки» пойдут «на пенсию», старые – Let L 410 — тоже.

По предварительным данным, поступят 43 новых российских самолета. В их числе, естественно, свой «Суперджет —100». График поставок уже подписан. Цель — максимально обновить воздушный парк за счет отечественных судов. Они должны крепко прижиться к нашим аэродромам и расстояниям. Прицел идет на небольшие региональные самолеты типа былой модели Ан-2. К 2025 году на Дальнем Востоке планируется заменить до 80 устаревших отечественных самолетов.

Заслуженный пилот России, бывший руководитель Дальневосточного управления гражданской авиации Анатолий Будник приветствует желание компании летать на самолетах российского производства. По его мнению, это облегчит подготовку летного, инженерно-технического состава. Второй вопрос: где будет базовый аэропорт новой компании? Хабаровск в этом отношении выигрывает по всем параметрам. Здешний аэропорт всепогодный, и база для обслуживания техники хорошая.

Но не все так просто. К примеру, с запуском самолета «Байкал». Вначале предполагалось оснастить его двигателем производства США, а корпус изготавливать из композитных материалов. К сожалению, надежд на нормальное сотрудничество не осталось. В итоге прорабатываются эффективный и надежный отечественный двигатель, а также использование алюминиевых сплавов вместо композитов. Под этот самолет, заметил Анатолий Будник, все наши аэродромы готовы, можно поднять даже те площадки, с которых давным-давно не летаем. «Байкал» выигрывает по ряду параметров. Полосу требует меньше, дальность полета выше, дешевле летный час. Да и строиться будет на Дальнем Востоке.

Юрий Трутнев в одном из интервью честно признался, что старается поддержать выпуск самолета «Байкал» в Улан-Удэ. Машину уже показывали президенту страны, правда, надо в совершенстве освоить производство и покрыть Дальний Восток. Горячие головы предлагают закупить французские и дело с концом. Но санкции достаточно научили. Самолеты продадут, а вместо поставок запчастей из нас будут вить веревки. А главное, зачем нам терять умение строить самолеты?. Гражданскому воздушному флоту просто необходимо больше внимания.

 Стало известно, что долю «Аэрофлота» в «Авроре» определили в 1 руб. Оценивали компанию как бизнес в условиях коронавируса и выхода «Авроры» из группы «Аэрофлот», отсюда и объективная цена, связанная с большими рисками работы авиации на Дальнем Востоке в этих конкретных условиях.     

Особенности авиарынка

Разрешатся вопросы субсидирования компании — и в небо. Ожидается, что за счет поддержки бюджетов билеты будут дешевле. «Аврора» — это холдинговая структура, где главное звено выступает в роли управляющей компании. По прогнозам, эффективность перевозок по сравнению с небольшими региональными компаниями с маленьким флотом возрастет на порядок. В основу такой практики ляжет специализация на определенном типе самолетов. Речь также идет о создании единой сети маршрутов, удобных стыковок, позволяющих пассажирам без проблем перемещаться по огромной территории Дальнего Востока.

Интересную мысль высказал Константин Сухоребрик: дескать, «Аврора» будет тесно сотрудничать с компаниями, уже работающими на Дальнем Востоке, но не входящими в холдинг. ДФО — это рынок социальных перевозок и, на взгляд руководителя, на нем конкуренция невозможна.

В схему перевоза вписывается и доставка пассажиров вертолетами. Без них не обойтись. Но что касается производства винтокрылых машин, тут проблема аналогична с выпуском самолетов: «умеем строить все большое и ничего маленького. Проблема еще и в том, что у нас в некоторых классах самолетов просто нет. Малых отечественных судов сейчас практически не существует. Ее важно решать в комплексе, учитывая огромные расстояния и небольшие населенные пункты. Развитие сети аэропортов и посадочных площадок сверстано в отдельной программе Минтранса страны. По заверению специалистов, затраты на стоимости авиабилетов не отразятся.

Считается, что авиаперевозки на Дальнем Востоке серьезно сдерживает высокая цена на керосин. По словам Константина Сухоребрика, горючее действительно недешевое, но проблема все-таки на третьем месте после необходимости современного авиапарка и развития наземной инфраструктуры. Очевидно, что придется пересмотреть технологию дозаправок самолетов. Поможет логистика с использованием контейнеров, позволяющая уйти от многочисленных перекачек топлива. Такая практика на Дальнем Востоке пока не применялась.

Есть возможность создать дальневосточный лоукостер. Технология связана с максимальным удешевлением перелета. Правда, здесь важны большие пассажиропотоки, вместительные суда, альтернативные аэропорты и т.д. Поступило предложение и по «Дальавиа» в Хабаровске — возродить ее с лайнерами «Суперджет-100». В этом случае жители краевого центра могли бы получить прямые рейсы «мимо Москвы».