Экономика
Возможность участия в проекте создания дальневосточного автокластера рассматривает государственная корпорация ВЭБ.РФ.
Она планирует предоставить льготное финансирование первого этапа проекта в размере 2 млрд руб. Об этом сообщил председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов в ходе бизнес-миссии в Хабаровск.
— Создание дальневосточного автокластера — один из ключевых инвестиционных проектов, вошедших в стратегию развития города. Мы осмотрели образцы техники, которая будет производиться на этом заводе. Край получит новый бренд, который, я уверен, будет ассоциироваться с качеством и комфортом городской среды. Важно отметить, что реализация проекта планируется в сотрудничестве с китайскими партнерами, — сказал Шувалов.
Проект реализуется в два этапа. Первый из них рассчитан на 2024—2025 годы. Он включает в себя строительство сборочного производства по выпуску городских автобусов под брендом Amurbus для дальневосточного рынка, а также создание туристической модели и ее локализацию для рынка России. Второй этап будет реализован в 2025—2026 годах — планируется создание и производство актуальной компонентной базы, в том числе ведущих мостов и осей, а также высокоточных узлов.
В Хабаровске будут собирать 9 и 12-метровые газомоторные городские автобусы. Новый транспорт оснастят современными кондиционерами и всеми необходимые для комфорта пассажиров опциями и устройствами, обеспечивающими безопасность перевозок. Также проект предусматривает создание и сборку туристической модели автобуса. На последующих этапах предполагается производство электро- и водородного транспорта.
Для строительства производственного комплекса на площадке «Ракитное» ТОР «Хабаровск» оформлен в аренду земельный участок. Завод поможет в обновлении транспортной инфраструктуры Хабаровска и Комсомольска — это прописано в мастер-планах развития городов.
Как отметил мэр Хабаровска Сергей Кравчук, дальневосточный автокластер — это платформа для развития инновационного машиностроения в России, где будет производиться автобусная техника широкого модельного ряда и комплектующие с уровнем локализации 75 процентов.
— На Дальнем Востоке можно и нужно вести бизнес, развивать машиностроение. Хабаровск — территория с уникальным логистическим положением, место встречи технологий, идей и новых возможностей, — считает градоначальник.
Создание полного цикла производства автобусов на собственной базе в Хабаровском крае позволит поставлять на дальневосточный рынок до 1,4 тысяч единиц такой техники ежегодно при выходе проекта на полную мощность в 2037 году.
— Наша главная компетенция — разработка и производство автобусов, поэтому они будут главным продуктом этого проекта, — прокомментировал генеральный директор ООО «Дальневосточный автокластер» Алексей Бакулин. — Но двери кластера открыты и для других производителей техники. Мы ждем в кластере производителей компонентов и готовы стабильно размещать у них крупные заказы.
Чтобы поддержать ключевого инвестора — ООО «Дальневосточный автокластер» край закупил 48 автобусов на газомоторном топливе через созданный для этого дилерский центр.
— Первые из газобусов поступили к нам в регион, будут обслуживать Хабаровскую агломерацию. Их цвет — оранжевый — выбрали горожане. Автобусы вышли очень солнечными и яркими. В этих моделях 26 посадочных мест, одно место предусмотрено для маломобильных граждан и 22 стоячих, — рассказал губернатор Михаил Дегтярев.
Благодаря этой закупке будет обновлен парк общественного автотранспорта на более чем 10 пригородных межмуниципальных маршрутах, соединяющих Хабаровск с Хабаровским районом.
Техника оснащена системами видеонаблюдения, системами отопления и кондиционирования воздуха в салоне, полностью доступна для маломобильных групп населения.
Что же касается электробуса, то, в отличие от автобуса, он преимущественно работает на электроэнергии, получаемой от емкой батареи. Электробус легче интегрировать в уже имеющуюся троллейбусную и маршрутную сети.
Также в этом году в краевой столице планируется модернизировать электротранспорт: появится 16 троллейбусов на автономном ходу и 10 современных трамвайных вагонов.