Экономика
«Думаю, скоро все вопросы будут закрыты местными решениями, внутренними разработками», — предприниматель, руководитель IT-клуба «Роботрек» в Хабаровске Михаил Селезнев поделился своим видением того, как бизнес адаптируется к новым экономическим реалиям.
«Роботрек» — российская, а впоследствии и международная сеть образовательных клубов для детей и подростков, где применяются передовые решения как с позиции обучения робототехнике на основе специальных конструкторов, так и с точки зрения технологий. Свою историю проект ведет с 2012 года, в Хабаровске первый клуб открыл двери в 2016-м.
— Можно сказать, что это франшиза, однако работает она не совсем в привычном формате, — рассказывает Михаил Селезнев. — В нашем случае речь идет о большом педагогическом сообществе. Его задача — делиться наработками, лучшими практиками, участвовать в конкурсах, совершенствовать технологии. Возможности конструктора как образовательного инструмента очень широкие. Платформа Arduino-совместимая*, с открытым кодом, подходит для программирования на языке C++. И таких ограничений, как, к примеру, у Lego, здесь нет. Очень важно, чтобы развитие ребенка шло в нужном ключе, и он не просто получал общие знания, но в дальнейшем связывал свою жизнь с инженерными или IT-направлениями.
Сегодня в Хабаровске насчитывается уже семь филиалов «Роботрека».
— Последний из них, на улице Нагишкина, открыли буквально в марте текущего года, — говорит предприниматель. — Намеренно сделали это не в сезон, чтобы протестировать, проверить, обкатать все процессы и к сентябрю быть максимально готовыми к приему большого числа учащихся. Сейчас охватываем уже практически все районы города, чтобы родители с детьми могли в разумном транспортном плече добираться до наших клубов.
Целевая аудитория проекта — дети и подростки в возрасте от 4 до 16 лет. В Хабаровске занятия «Роботрека» посещают в среднем от 600 до 800 воспитанников. Основная масса — дошкольники и ученики начальных классов. Они получают знания по конструированию с точки зрения работы различных механизмов, обучаются основам программирования.
Важное место в образовательном процессе занимает проектная деятельность, когда ребенок создает прикладной продукт — то, что реально может быть полезно окружающим, будь то робот-спасатель или умный погрузчик. Рассуждая об эффективности такого подхода, достаточно вспомнить, что двое воспитанников хабаровского клуба заняли в 2019 году первое и третье места на международных соревнованиях по робототехнике International Young Robot Competition в Южной Корее. Участие в них приняли более 2 тысяч человек из 21 страны.
Говоря о текущей экономической обстановке в России и мире, Михаил Селезнев отмечает, что деятельность компании в новых условиях кардинальным образом не изменилась.
— Как-то переформатировать работу с точки зрения образовательных процессов, ценностей не планируем, — объясняет он. — Да, есть определенные трудности с обновлением оборудования, но не робототехнического, с ним как раз все в порядке. В первую очередь это касается компьютерной техники, которая подорожала. Второй момент — программное обеспечение для некоторых решений: промышленный дизайн, разработка микросхем, нейросети. Но здесь, кстати, «Роботрек» внедряет свои продукты. К примеру, мы стали опорной площадкой по нейрофизиологии в Хабаровском крае. Развиваем детей в этом направлении, потому что за нейросетями в любом случае будущее. Повторюсь — уровень образовательных программ никак не пострадает, просто некоторые планы по развитию высокотехнологичных направлений придется подкорректировать. Но я думаю, скоро все вопросы будут закрыты местными решениями, внутренними разработками. Наши производители уже выходят на нас с подобными предложениями.