Экономика
Мы ежедневно сталкиваемся с ростом цен на те или иные продукты питания. Не успел пройти яичный бум, как до небес взлетели цены на огурцы и другие овощи. О том, почему это происходит и что нужно делать, чтобы стабилизировать рынок, корреспондент «Хабаровских вестей» узнал у генерального директора Дальневосточной ассоциации предприятий пищевой, перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства Алексея Андрусенко.
— Известные российские экономисты говорят: «Да, мы сами понимаем, причина в том, что экономика у нас импортная», — начал рассказ бизнесмен. — Не секрет, что из-за рубежа продолжает приходить очень много запчастей к производственным линиям, ингредиентов для отечественной пищевой промышленности, оборудования и расходных материалов. Кроме того, в последнее время ощутимо обесценивался рубль, и, соответственно, все, что приходит из-за границы, очень дорого.
А сами можем?
Замещение идет своим ходом, но на все это необходимо время. Уйти от старых схем очень непросто. Поэтому важно строить новые производства, налаживать связи и сохранять те предприятия, которые уже работали ранее, но нуждались в модернизации.
— Есть какое-то оборудование, трудовые коллективы, компетенции, и бывает достаточно приобрести новую автоматическую линию, чтобы на старом фундаменте, на имеющейся площадке возродить производство, — считает Алексей Николаевич.
При этом важно не только выпускать качественную и востребованную продукцию, но и доставить ее де конечного потребителя, то есть встать на полочное пространство розничных сетей.
— Если тебя нет на полке ретейлера, то, естественно, у тебя нет сбыта, не хватает оборотных средств, и в итоге предприятие разоряется, — уверен предприниматель. — Торговые сети ощутимо влияют на экономическую ситуацию в стране. Если они дают полочное пространство мелкому и среднему бизнесу, значит, тот работает, а экономика развивается.
При этом производитель должен полностью снабжать свой регион как в сфере социального питания, так и обеспечения армии. Гарантированные госзакупки позволят увеличить оборотные средства и снизить торговую наценку на социально значимые товары.
Хорошо, когда хорошо
Что касается крупных федеральных сетей, то поначалу их появление на Дальнем Востоке многих напугало. Со временем стало понятно, что с участием этих игроков можно кардинально изменить местный рынок. У них огромные социальные
планы на регион, они готовы развивать местного производителя, вкладывать в него и продвигать дальневосточную продукцию в другие регионы.
— Многие члены Дальневосточной ассоциации предприятий пищевой, перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства уже имеют федеральные договоры с компанией X5 Group, владельцем «Пятерочки». В рамках ассоциации проходят ассортиментные комитеты, где эксперты определяют перечень товаров, которые сеть хотела бы видеть у себя, обсуждаются условия поставок, организация хранения, цены и особые условия, способные повлиять на конечную стоимость, — поделился Андрусенко. — Стоит сказать, что в последнее время по всему миру отмечается падение уровня потребления определенных продуктов питания. Например, некоторые люди не имеют средств на покупку мяса, а чтобы получать животный белок, перешли на яйцо, и из-за этого произошло увеличение спроса, что не могло не сказаться на стоимости — цены на яйцо поражают до сих пор.
И это только первая ласточка, считают эксперты. В других сферах пищевой промышленности, возможно, уже в этом году произойдет подорожание определенных видов продукции.
Не стоять на месте
А проблемы пищевой сферы — это продовольственная безопасность как нашего региона, так и всей страны. Поэтому уже сейчас идет работа по подготовке технологов, ветеринаров, техников для нее. Ускоренными темпами модернизируются пищевые производства, создаются фермерские и тепличные хозяйства. Для них проектируются и производятся новейшие роботизированные линии.
— Надо, чтобы было больше производителей. Чем больше предложений на рынке, тем острее конкуренция, а значит, меньше цена на полке, — уверен Алексей Андрусенко. — И власть должна это понимать. Но без административных ресурсов бизнес не справится, ему нужна помощь: от субсидирования экспортных поставок до компенсации основных средств производства и затрат на электроэнергию.
Бизнесмен не сомневается, что если наладить каналы сбыта дальневосточной продукции за рубеж и в западные регионы России, если загрузить полностью свои производства, убрать посредников, увеличить число производителей, ввести региональные налоговые и финансовые льготы, то себестоимость продукции в регионе резко упадет. В свою очередь рост объема продаж позволит вкладывать в развитие местных компаний, развивать импортозамещение и производить все необходимые для отечественной пищевой промышленности ингредиенты на территории России. То есть деньги пойдут в реальный сектор экономики.
— Несомненно, нужно развивать и креативные технологии, но только благополучный человек пойдет в кинотеатр, будет наслаждаться достижениями науки, искусства, — подытожил Алексей Андрусенко. — Поэтому его надо сначала накормить, одеть, обуть — а это задача не из простых. Таким образом, сегодня самое главное — производство. Если мы произведем, то как продать, поверьте, разберемся.