Экономика
Какие изменения претерпел городской бюджет в 2024 году, откуда в него поступали дополнительные средства и на что его часть уже была потрачена, рассказал заместитель мэра, директор финансового департамента администрации Хабаровска Сергей Голик.
— За прошедшее полугодие корректировался ли первоначальный бюджет, принятый в декабре 2023 года? Если да, то сколько раз и по каким причинам?
— Да, изменения в бюджет были произведены дважды: в апреле и в июне текущего года. В качестве первой причины, по которой корректировался бюджет, можно назвать поступление дополнительных доходов, что дало нам возможность увеличить расходы на покрытие потребности по Фонду оплаты труда (160 млн руб.) и наиболее важным направлениям, в том числе, на расселение аварийного жилищного фонда (75 млн руб.) и другие расходы.
— Из каких источников формировался бюджет и какие были изменения в этом плане?
— Бюджет формируется прежде всего за счет налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений, в число которых входит финансовая помощь из вышестоящих бюджетов: федерального и регионального.
Плановые показатели доходов и расходов бюджета в течение первого полугодия в среднем были увеличены на 16 процентов. Первоначальный бюджет по налоговым и неналоговым доходам увеличен на 980 млн руб. При этом основной приток денег обеспечили налоговые доходы, которые увеличились на 787 млн руб. в основном за счет сверхплановых поступлений налога на доходы физических лиц, в связи с ростом фонда оплаты труда и увеличением поступлений с дивидендов, а также за счет платежей по сельскохозяйственному налогу от предприятий рыбной промышленности.
Неналоговые доходы тоже возросли, но на 193 млн руб., основной прирост обеспечен за счет доходов от заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в связи с увеличением начальной цены на торгах.
Семьи, школы и День знаний
— Каковы основные статьи расхода городского бюджета.
— В целом бюджет по расходам исполнен на 44 процента от годового плана. Помимо выплаты заработной платы, уплаты налогов, коммунальных платежей и иных текущих расходов, средства были направлены на следующие цели.
В этом году в двух школах города проводится капитальный ремонт. Школа № 13 на ул. Большой обновляется в рамках федеральной программы, то есть средства поступают из центра, края и города, а школа № 39 по ул. Строительной уже за счет муниципального бюджета. Ремонт первого объекта завершится к 1 сентября 2025 года, а второго — уже к этому Дню знаний.
В школах города началась работа по созданию модульных спортивных залов. Это школы 9, 16, 56 и академический лицей.
— А еще на что?
— Давайте по отдельности. Ежегодно семьям, в которых 31 мая, в День основания Хабаровска, родились дети, вручаются дипломы и сертификаты на приобретение детских товаров номиналом 25 тыс. руб. В этом году впервые посредством лотереи разыгран главный приз акции — 500 тыс. руб. В 2025 году принято решение увеличить его сумму главного приза до 1 млн руб., а номинал сертификата — до 50 тыс. руб.
Семьям граждан, у которых одновременно родились двое детей, выплачивается 100 тыс. руб. В текущем году получателями данной меры уже стали 17 семей. Расчетом на 2024 год мера предусмотрена для 69 семей. В 2023 году данную помощь получили 55 семей. В 2024 году продолжается реализация мер поддержки семьям граждан, принимающих участие в боевых действиях в зоне СВО. На это в бюджете города на 2024 год предусмотрено 25 млн руб. На предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение или строительство жилья направлено 76 млн руб., планируется оказать поддержку 40 молодым семьям.
Социалка, транспорт и дошколята
За первое полугодие оказана поддержка в сумме 57 млн руб. на реализацию 72 проектов территориальными общественными самоуправлениями и 11 социально ориентированным некоммерческим организациям.
Из 1,3 млрд руб., предусмотренных в рамках исполнения муниципального контракта на приобретение 10 трамваев и 16 троллейбусов, финансирование составило 374 млн руб., поставка горэлектротранспорта ожидается до конца 2024 года.
На строительство детского сада в районе ул. Шатова, планируемого к сдаче в 2025 году направлено 256 млн руб. В целом на строительство сада заключен контракт на сумму 880 млн руб.
Окончание возведение здания дошкольного учреждения на 190 мест по ул. Запарина обошлось в 260 млн руб., общая стоимость контракта составила 561 млн руб., объект введен в эксплуатацию в июне.
— Какой сфере было уделено наибольшее внимание?
— Самая финансово затратная отрасль в бюджете — образование. Ее удельный вес в общих расходах составляет порядка 53 процентов. Соответственно, и при исполнении бюджета процент финансирования данной отрасли традиционно превышает другие направления. За прошедшее полугодие фактические расходы отрасли в общем объеме произведенных расходов составили 62 процентов.
Немалая часть бюджета — более 14 процентов — расходуется на содержание дорог и объектов благоустройства города, освещение улиц, озеленение, содержание ливневой канализации и фонтанов. За полгода расходы составили более 800 млн руб. (7 процентов).
А также на строительство социально значимых объектов в рамках перечня адресных инвестиционных проектов на 01.07.2024 израсходовано около 600 млн руб.
— На какие цели, объекты, проекты и службы в первую очередь будут направлены дополнительные доходы?
— Во-первых, на заработную плату работников муниципальных учреждений, в общей сумме порядка 428 млн руб., из них 69,5 млн руб. было дополнительно направлено на выполнение майских указов президента РФ в связи с повышением среднемесячных целевых показателей по заработной плате отдельных категорий работников образования, культуры и спорта; 350,6 млн руб. — в связи с индексацией заработной платы работников, не попадающих под майские указы, на 10 процентов с 01.01.2024.
Также в текущем году увеличены средства на проведение текущего ремонта 30 образовательных учреждений, ремонт кровли гимназии № 8, мероприятия по обеспечению безопасности в учреждениях, порядка 120 млн руб. До 5 тыс. руб. увеличена заработная плата участникам трудовых отрядов старшеклассников. На эти цели дополнительно выделено 4 млн руб.
На 205 млн руб. увеличены средства по отрасли «Благоустройство»: на ремонт улично-дорожной сети, линий освещения, тротуары и ямочный ремонт — 118 млн руб., на нанесение дорожной разметки — 53 млн руб. и на приобретение дорожной техники 34,2 млн руб.
На приобретение оптических приборов, квадракоптеров, радиостанций и другое оборудование для нужд СВО предусмотрено 9 млн руб.
Дефицит и форс-мажоры
— На фоне беспрецедентных санкций и непростой международной повестки имеются ли дополнительные резервы в городском кошельке в случае непредвиденных расходов и были ли они в первом полугодии?
— Напомню, что у нас дефицитный бюджет, мы привлекаем кредитные средства для финансирования своих полномочий, в связи с чем, единственный резерв, имеющийся в городском бюджете — это резервный фонд. Но средства из него могут направляться лишь на цели, определенные соответствующим положением.
Вместе с тем у нас имеется возможность при необходимости временно заимствовать на возвратной основе средства муниципальных бюджетных и автономных учреждений и средства участников казначейского сопровождения. Данными мерами мы регулярно пользуемся в течение всего года.
— В случае форс-мажора к какого рода рискам готова краевая столица в финансовом отношении?
— При возникновении чрезвычайной ситуации на ее ликвидацию выделяются средства из резервного фонда администрации. Ежегодно на данные расходы предусматривается по 30 млн руб.
— В целом на содержание городских улиц и дорог сколько будет потрачено средств по сравнению с прошлым годом? О рекордных затратах речь не идет?
— На содержание и ремонт улично-дорожной сети и объектов благоустройства, включая развязки, подземные переходы, обеспечение безопасности дорожного движения, освещение, фонтаны и озеленение территории города, на 2024 год предусмотрено 2 975,3 млн руб., частично и из краевого бюджета. По сравнению с 2023 годом, а это 2 593,3 млн руб., расходы увеличены на 382 млн руб.
Значительная доля средств — 1 601,4 млн руб., в том числе, за счет поступлений из центра 1 426,2 млн руб. и бюджета города 175,1 млн руб., будет направлена на реализацию национального проекта «Безопасные качественные дороги», что на 304,4 млн руб. больше, чем в 2023 году.
За счет данных средств планируется отремонтировать 32 участка улично-дорожной сети города, 65 участков дорог обеспечить техническими средствами фиксации нарушений правил дорожного движения, обустроить 1 157 кв. м пешеходных тротуаров, оснастить системами разделения встречных направлений 4 156 м дорог города.
Масштабные задачи и надзор
Наиболее крупные объекты ремонта: проспект 60-летия Октября от ул. Машинистов до ул. Аэродромной, развязка ул. Ленинградская — Восточное шоссе, ул. Портовая от ул. Руднева до ул. Голубкова, пер. Благодатный, ул. Башенная от ул. Строительной до ул. Малиновского, ул. Строительная от ул. Менделеева до ул. Нагорной.
Основные работы по содержанию дорог города выполняются муниципальными организациями, а именно: МБУ «Север» — работы по содержанию улично-дорожной сети Кировского и Краснофлотского районов города, МБУ «Восток» — по содержанию улично-дорожной сети Железнодорожного района, МУП «Южное» выполняет работы по содержанию улично-дорожной сети Центрального и Индустриального районов.
На строительство городских сетей в бюджете на 2024 год предусмотрено 741,2 млн руб. По сравнению с 2023 годом (624,9 млн руб.) расходы увеличены на 116,3 млн руб.
— Как осуществляется взаимодействие департамента с контролирующими и надзорными органами во время исполнения бюджета?
— Непосредственно финансовый департамент в процессе формирования и исполнения бюджета осуществляет взаимодействие с Контрольно-счетной палатой Хабаровска, которая проводит экспертизу проектов решений Хабаровской городской думы о бюджете города и внесении изменений в него, а также об исполнении бюджета, и прокуратурой города Хабаровска в части согласования соответствующих проектов нормативных правовых актов, подготовленных департаментом.
Взаимодействие осуществляется и в сфере контрольной деятельности, проводимой финансовым департаментом. Материалы контрольных мероприятий ежемесячно направляются в прокуратуру города Хабаровска, которая осуществляет контроль за исполнением данных полномочий.
По запросам Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю проводятся внеплановые проверки. Материалы проверок, содержащих составы административных правонарушений, направляются в комитет Госфинконтроля, а также прокуратуру города Хабаровска для возбуждения административных производств, по результатам которых назначенные штрафы поступают в бюджет города.
Данная работа направлена на исполнение административного законодательства, а также служит мерой воздействия для сокращения рисков причинения ущерба городскому бюджету.