Экономика
Самые масштабные объекты Хабаровска, ключевые для промышленности и социальной сферы, строятся с применением механизма «Дальневосточной концессии».
В ее основе государственно-муниципально-частное партнерство. Эффективную систему подарила нам история. Мудрость такого подхода вписал Транссиб, возводившийся под патронажем «дедушки русской индустриализации» Сергея Юльевича Витте.
Сила партнерства
Время внесло в былую практику новые штрихи. Минвостокразвития предложило эффективную программу «Дальневосточной концессии» для привлечения инвестиций в инфраструктуру макрорегиона. Новый механизм предлагает авторам проектов государственно-частного партнерства на Дальнем Востоке меры эффективной поддержки. Это очень серьезный шаг и очень масштабный. Запускаются свыше 320 дальневосточных проектов общим объемом 650 млрд руб.
По словам заместителя главы Минвостокразвития Анатолия Бобракова, задача — создать инфраструктуру, за которую государство расплатится в течение 10—15 лет. Для этого решено использовать механизм концессии, разбив его на региональный и федеральный уровни. Те объекты, которые относятся к региональному, поддерживаются путем предоставления межбюджетного трансферта, по федеральной реализуется возмещение затрат.
Существуют как бы две ветви программы: механизм по инфраструктурной поддержке для промышленных проектов и обширная платформа по социальному развитию — единая субсидия. Цель конкретная — создать инфраструктуру в центрах экономического роста. За три года по единой субсидии выделено около 100 млрд руб. Направлений много, а задача одна — сделать благоприятной жизнь дальневосточников в сложных климатических условиях и повысить комфортность ведения бизнеса.
Новое лицо города
«Дальневосточная концессия» все прочнее входит в экономику Хабаровска. Прекрасно зарекомендовавший себя механизм «примеряет» все новые и новые объекты. Думается, мы еще почувствуем его роль в освоении Большого Уссурийского острова, развитии транспортной сети краевого центра, строительстве здания художественного музея и т.д.
Сегодня уже можно назвать целый ряд объектов, построенных в городе по принципу муниципально-частного партнерства. А на подходе новые. Так, готовится заключение на строительство спорткомплекса с 50-метровым бассейном, ледовым дворцом и спортивными залами. В зоне постоянного внимания хабаровчан реконструкция круглогодичного горнолыжного комплекса «Хехцир». Это один из наиболее перспективных проектов. Первый этап уже предстал перед глазами земляков: новая подъемная дорога, система энергоснабжения и освещения, система оснежения, кресельные подъемники с подогревом, горнолыжные спуски и т.д. В объекты вложено 384 млн руб. инвестиций.
Одновременно возводится аквапарк, равных которому нет на Дальнем Востоке. Город стимулирует процесс, установив на три года нулевые ставки по оплате земельных участков, выделенных под инвестиционные проекты. Реализация проектов на основе таких соглашений позволяет муниципалитету сохранить и улучшить имущественный комплекс, привлекая внебюджетное финансирование и используя развитый менеджмент частного инвестора. Так шаг за шагом Дальневосточная концессия преображает город.
Как пояснил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, в работе по макрорегиону 2 700 инвестиционных проектов и заявлений объемом в 5 трлн руб. 10 процентов — инфраструктура, а это 500 млрд руб. Бюджет осилил всего 25,6 млрд руб. Переход к долгосрочным обязательствам — это возможность открывать новые школы, детсады, поликлиники, учреждения культуры. Финансовые затраты рассчитываются лет на 15—20 по принципу ипотеки. Привлекаются внебюджетные средства. К примеру, их вкладывает банк. Государство за два десятка лет рассчитается с ним за инфраструктуру. Вкладчик получает стабильный возврат средств, город приобретает жизненно важные объекты для населения.
Важно, что стыковка усилий власти и инвесторов состоялась вполне удачно. Пришло понимание: растянутые на десятки лет траты на инфраструктуру дают возможность создать в 3—5 раз больше и быстрее, чем если бы платили здесь и сразу.
Практика начинает демонстрировать уникальные вещи. Какова, к примеру, главная цель концессии? Растянуть во времени обязанности государства и добиться максимального участия частной собственности. Все просто. Но простота-то гениальная! По расчетам экономистов, механизм способен взять на себя до 70 процентов создаваемой инфраструктуры. Выигрыш дает и консолидация проектов в регионах: вокзалы, набережные, другие социальные объекты.
Уже несколько лет подряд продолжается работа по 56 концессионным соглашениям в ЖКХ, на транспорте, в здравоохранении, туризме. Безусловным лидером стал проект «Обход Хабаровска». Потрачено 41 млрд руб. Сумма запредельная для бюджета. Нашелся инвестор, магистраль работает, городская дорожная сеть разгружена на 18 процентов.
Есть вещи, в которые верится с трудом. Но, как оказывается, это реальность. В сфере ЖКХ города и региона действуют 33 концессионных соглашения, охватывающих 137 объектов: от котельных до пунктов переработки отходов. Это 2,8 млрд руб. Концессия на условиях муниципально-частного партнерства продвигает лучшие технологии. Инвестор модернизирует оборудование и запускает новое, оказывает услуги и получает прибыль. У государства открывается возможность повышать качество услуг.