Экономика
Единственный на Дальнем Востоке производитель техники и оборудования для аэропортовой инфраструктуры и обслуживания воздушных судов замещает иностранных конкурентов и сам выходит на зарубежные рынки.
Речь о хабаровской компании «Региональный технический центр», которая ведет свою историю с 2009 года.
— Тогда у аэропортов России, в частности на Дальнем Востоке, была высокая потребность в обслуживании и ремонте авиационной техники, — рассказывает генеральный директор предприятия Евгений Стадников. — Заходило очень много сложного иностранного оборудования, необходимо было ввести его в эксплуатацию, обеспечивать дальнейшее техническое сопровождение. В связи с этим и возникла идея создать такой центр. Со временем производственная база предприятия стала расти, пришло понимание, что мы и сами можем собирать технику. Тогда первым делом создали конструкторское бюро, разработали первые образцы.
Теснят конкурентов
Сегодня производственный процесс предприятия отработан: конструкторы создают проекты, которые далее распределяются по производственным зонам. Первым в цепочке идет цех плазменной резки, далее цех металлообработки, сварочный цех и в финале — сборка.
Что касается сырья, то, к примеру, практически все металлоизделия отечественные. Шасси, на которые в дальнейшем устанавливается оборудование, японского и китайского производства, однако в последнее время их все больше теснят отечественные конкуренты на базе КамАЗа, ГАЗели и ГАЗона.
На данный момент в ассортименте выпускаемой предприятием продукции 36 позиций: обогреватели для воздушных судов, амбулаторные лифты, автолифты, самоходные и подкатные пассажирские трапы, багажные и контейнерные тележки, источники электропитания, ленточные транспортеры для погрузки багажа, почты и т.д. За последние восемь лет выпущено более 500 единиц.
— В целом около 70 процентов техники, которая участвует в обслуживании воздушного судна, мы способны производить и сопровождать, — комментирует Евгений Стадников. — Нашу продукцию можно встретить в различных аэропортах страны: Хабаровск, Владивосток, Камчатка, Благовещенск, Сочи и т.д. Также продолжаем заниматься ремонтом, четыре центра открыты в Хабаровске, Новосибирске, Москве и Сочи.
При этом заказы предприятия расписаны наперед. Даже в разгар пандемии удалось избежать простоев — в период жестких ограничений, по словам руководителя, основной проблемой стало недофинансирование, когда заказчики не могли вовремя оплатить работы. В связи с этим пришлось сдвинуть и планы по модернизации производства — с 2020 компания намеревалась дополнительно построить еще два цеха.
Пора на экспорт
Нынешняя непростая внешнеполитическая ситуация также оказывает серьезное влияние на производителя, но, как ни странно, в первую очередь, в связи с новыми открывающимися возможностями.
— Сейчас все говорят об импортозамещении, но в нашем случае немного другая история, — объясняет Евгений Стадников. — Просто ту часть рынка, откуда уходят европейские и американские игроки, мы успешно занимаем. Техника достаточно надежная, хорошо себя зарекомендовала. Сервис стараемся поддерживать на уровне.
С 2022 года «Региональный технический центр» впервые начал работать на экспорт. Два обогревателя воздушных судов поставлены в Китай, еще столько же планируется отгрузить в самое ближайшее время.
— Также у нас есть уже подписан контракт с Uzbekistan Airports на поставку шести единиц аэродромной техники: это и спецмашины для заправки воздушных судов питьевой водой и туалет-сервис, и амбулаторные лифты, — рассказывает коммерческий директор предприятия Евгений Стадников. — Недавно я был в Белоруссии на конференции ассоциации «Аэропорт», где мы встретились с представителями аэропорта Манас, Киргизия. Они в ближайшее время должны прилететь к нам с экскурсией и тоже разместить свои заказы. Рассчитываем, что число иностранных партнеров будет в дальнейшем только увеличиваться.