Логистика, удивляющая мир
logo

Экономика

Логистика, удивляющая мир

Петр МАЗУР

В развитии транспортной инфраструктуры Хабаровского края наметился настоящий прорыв. Все потоки пошли на восток.

Провозная способность железнодорожных магистралей на пределе. Порты нашего края и Приморья пашут безостановочно круглые сутки. Ситуация заставила ускорить строительство второй ветки БАМа, реконструировать Транссиб. Транспортники оживились от навалившихся объемов работ.

Уникальные проекты

Продолжается портовое строительство, правда, пока его сдерживает пропускная способность БАМа. К примеру, новый терминал «Ванинотрансуголь» способен произвести перевалку грузов в объеме 25—30 млн тонн в год, но доставить такое количество по железной дороге пока проблематично. На расширение объемов нацелена и компания «СУЭК».

В крае есть уникальные логистические проекты. У мыса Манорский начинается строительство порта с грузопотоком до 30 млн тонн в год. К нему предполагается прокладка первой крупной частной Тихоокеанской железной дороги. Ветка протянется на 500 км по тайге на север. Уже построено два десятка километров пути. Все делается на деньги инвесторов. Объект самый крупный в регионе. На пяти сотнях километров магистрали придется возвести десяток крупных мостов. Появится дорога в срок — значительно высвободятся провозные мощности БАМа и Транссиба.

Компания «Эльгауголь» ведет железнодорожную ветку для транспортировки угля с Эльгинского месторождения в Якутии до нового порта на побережье Охотского моря в районе поселка Чумикан. Стоимость проекта 97 млрд руб. «Кубышка» будет распечатана следующим образом: на саму железнодорожную ветку планируется потратить 37 млрд руб., 28,5 млрд — на закупку подвижного состава, 31,5 млрд — на создание порта в районе Чумикана. Причем выйти к морю «Эльгауголь» планирует уже в этом году. Срок строительства всего комплекса — пять лет, окупаемость — семь.

Хвостом… по цене

В Хабаровске намерены создать логистический центр с холодильниками «доступной рыбы» — крупный оптово-распределительный узел для хранения продуктов. Почему он необходим? Дело в том, что сейчас у бизнесменов, специализирующихся на мелкой рознице, нет холодильных мощностей. Много рыбы не закупишь, будущую ситуацию не предусмотришь. Проблемой озабочено краевое правительство, серьезная стыковка состоялась с рыбопромышленниками и представителями торговых сетей. Обсуждались реальные затраты.

По прогнозам транспортных компаний, поток грузов через наш край увеличится в два раза. В процесс вовлечены морские и речные порты. Шесть механических причалов Хабаровского речного торгового порта, объединенных в три грузовых района, обеспечивают около 20 процентов существующей пропускной способности. Даже приобретен погрузчик для работы с контейнерами до 40 тонн. Предстоящая навигация может показать новый уровень работы. Кстати, во многом этому в силах способствовать комплекс на площадке ТОР «Ракитное» в Хабаровске, якорный проект будущего «сухого порта».

Большие надежды края связаны с международной логистикой. Интересный проект в этом отношении планируется к 2025 году. Предполагается, что к этому времени состоится запуск круглогодичного автомобильного пункта пропуска на Большом Уссурийском острове. А это означает использование новых возможностей для торговли с северо-востоком Китая. Создание сухого порта даст возможность снизить до 30 процентов транспортно-логистических издержек экспортеров.

Попутали берега

Возможности США и ЕС распространять свои запреты на весь мир тают, считает доцент кафедры Национальной экономики РУДН Сергей Зайнулин. Простой пример: совет ЕС и США демонстративно на весь мир запретили поставки в Россию компьютерных технологий, электроники, промышленного оборудования для ВПК, авиапрома, судостроения, приборостроения. Тут нам придется создавать эффективные логистические ветки и делать это уверенно, поскольку большая часть запрещенных товаров производится не в ЕС или США, а в странах Юго-Восточной Азии.

Мы сотрудничаем с азиатскими соседями, да и механизмы обхода санкций совершенствуются. Мир вовсю торгует через третьи страны. Посредники, естественно, зубами держатся за свою маржу, но что поделаешь, критическую потребность импорта надо пока покрывать и ускорять его замещение на собственных предприятиях.

Логистика выбирает неожиданные раннее пути. Но решения станут эффективными в том случае, если серьезно заняться расширением пропускной способности железных дорог и созданием соответствующей инфраструктуры.

Плановая модернизация

Директор ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров, побывавший в крае, и губернатор региона Михаил Дегтярев обсудили инфраструктурные проекты, реализация которых предусмотрена на ближайшие годы. Специалисты отмечают, что РЖД сегодня как никогда стала полигоном применения новых технологий, связанных с тяжеловесным движением поездов, увеличением объемов перевозок в восточном направлении. Намечено также в максимально короткие сроки рассмотреть пропускные возможности Восточного полигона. Часть его инфраструктуры проходит по территории нашего региона.

Продолжает действовать правительственная программа модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба. Цель — к 2024 году увеличить их пропускную способность в полтора раза, сократить время перевозки контейнеров. Планируется электрификация участка Волочаевка-2 — Комсомольск-на-Амуре — Ванино со строительством второго главного пути. Если все это состоится, провозная способность увеличится с 43,5 млн тонн в 2022 году до 81,8 млн тонн в 2025-м.

Планов громадье, а еще может прибавиться строительство второго моста через Амур у Комсомольска-на-Амуре и второго Кузнецовского перевала для увеличения перевозок грузов к морским портам Ванино и Советской Гавани. Закончится реконструкция БАМа и Транссиба — возьмутся за тоннели. Поскольку современные логистические схемы и механизмы, задействованные многими странами мира для торговли с Россией, в условиях ограничений стали своего года проблемными, наша страна строит новую логистику, которая удивит мир.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)