Экономика
Экономика краевого центра и в целом региона максимально ориентирована на экспорт, который, по мнению аналитиков, находится в ожидании бума.
По сравнению с 2014 годом число хабаровских компаний, заточенных на международные рынки, выросло в разы. К тому же ожидается, что послепандемийный прорыв существенно повлияет на маршруты вывоза товаров за границу и потребует внедрения новых технологий их транспортировки. К таким переменам мы должны быть готовы. Торговать есть чем.
Чего ждать?
За кордоном достойно оценили продукцию нашего машиностроения, изделия деревообработки, качество продовольствия, продукцию черной и цветной металлургии, топливно-энергетические товары. Уместно говорить и об эффективности выстроенной работы региональной системы поддержки экспортеров. О чем свидетельствует динамика? Если в 2014 году в краевой центр поддержки экспорта обратились всего 60 компаний, то в 2020 году — уже 242. Инструменты помощи совершенствуются. Задача и дальше содействовать в выходе на внешние рынки региональным предпринимателям.
Под занавес 2021 года экспорт российского продовольствия достиг исторического максимума. Специалисты обосновали его высокими мировыми ценами на еду, которые растут второй год подряд. За 2020 год нашей еды было поставлено за рубеж на 30 млрд долл. Абсолютный рекорд для страны. Более трети — зерновой вклад. Весомый прирост дал экспорт продукции масложировой отрасли (почти в полтора раза). Увеличение идет почти по всем видам АПК, кроме отдельных видов продукции.
Однако пандемия перекроила глобальные рынки. Самоизоляция «урезала» производство, былые связи между производителями нарушены. Закрылись границы многих стран, практически порваны логистические цепочки. В этом отношении сформировались две мировые тенденции: снижение грузопотока в мировом и локальном масштабах; отсутствие простых, понятных правил игры в условиях карантина для представителей рынка.
В нашей стране логистические компании переживают не лучшие времена. Убытки транспортного сектора на начало мая 2020 года составили 230 млрд руб. Отличились авиаторы, практически остановившие логистические операции.
Уроки пандемии
Два потока товаров — ЕС и Китая — существенно сократились в связи с пандемией. Рынки перевозок падают, и вряд ли кто позволит себе прогнозировать, как долго это будет. В данной ситуации Правительство РФ вводит дополнительные меры поддержки организаций. Это налоговые каникулы, отсрочки по выплате кредитов и субсидий. По данным агентств, потери инфраструктурных отраслей РФ оцениваются в 501 млрд руб., половина у транспортной отрасли.
Первой острой проблемой, с которой столкнулась наша логистическая отрасль, стала нехватка контейнеров. В России контейнерными перевозками охвачено от 10 до 20 процентов всех грузов. В ряде других стран — за 80. Этот вид перевозок более технологичен и востребован в международной практике. В конце концов, это более высокая культура транспортно-логистического рынка.
Соседний Китай распирает от товаров и денег, и он хватается за логистику, как говорится, двумя руками. Специально для грузов из Хабаровска в портовом хозяйстве Фуюаня появляется еще одна специализированная гавань. Китайская корпорация все-таки настроена на создание специализированного экспортно ориентированного аэропорта в Хабаровске. Речь идет о поставках в Поднебесную продукции растениеводства.
Окна границы
Все идет к тому, что экспорт будет нарастать и дальше. Еще пару лет назад предпринимательский актив Хабаровска предупреждал, что мы столкнемся с проблемами выхода на внешние рынки. Имеющейся портовой структуры, да и пограничной, не хватает, что и вылилось сегодня в проблему, заявил руководитель компании, экспортирующей картон, Никита Михалев.
На границе с Китаем скапливаются сотни, а то и тысячи фур. Грузы идут медленно. По словам специалистов, все больше компаний сейчас смотрит в сторону внешнего рынка. Стало быть, понадобятся новые логистические возможности, говорит директор Центра поддержки экспорта Хабаровского края Анастасия Иолокова.
Совершенствование логистики по выходу на международные рынки невозможно без наведения порядка у себя дома. Открытие долгожданного автомобильного пункта пропуска на острове Большой Уссурийский снова откладывается по причинам природного характера, заставляет перенести строительство большая вода.
Допустим, тот же Хабаровский речной порт не в силах переработать все грузы, — а что, некому подставить плечо? Грузопассажирский пункт пропуска Покровка — Жаохэ находится в 250 км от Хабаровска. Но товары через него не идут. Нет хозяйствующего субъекта, стало быть, некому обрабатывать грузы. Ситуация парадоксальная.
Вместо комментария
Итак, пандемия серьезно пошатнула экспортную логистику, больно ударила и по глобальным, и по локальным рынкам. Жесткий контроль, особенно на границе с Китаем, привел к небывалым многокилометровым автомобильным заторам. Наш край, другие регионы Дальнего Востока несут убытки от малой пропускной способности перехода «Пограничный» в соседнем Приморье. В ситуацию пришлось вмешаться полпреду президента в ДФО Юрию Трутневу. Строят переход с 2013 года. Недобросовестные подрядчики вывели объект на 10 процентов и бросили. Пришлось принимать меры, чтобы ввести погранпереход в будущем году.
Очевидно, без отработанной логистической цепочки для выхода на внешние рынки мы не обеспечим стремительное развитие Дальнего Востока. В макрорегионе вводятся сотни предприятий, многие ориентируются на экспорт, и им потребуется надежная тропа на международный рынок.