Экономика
В предпринимательской среде стал просыпаться производственник. С чего бы это? Раскроем данные опросов, проведенных в регионах рядом агентств. Что вообще происходит?
В наемные работники готовы вернуться 20 процентов предпринимателей. Меньше всех готовы отойти от дел владельцы производственных предприятий (61 процент). Больше всего (25 процентов) кандидатов в наемные работники из числа предпринимателей сферы торговли. Причина на виду у всех. Магазины и торговые центры набиты товарами, а покупателей нет. В Хабаровске 60 торговых центров. Добавим количество магазинов и получим на 63 процента больше, чем положено по нормативу.
Тем не менее аналитики не перестают сравнивать нас с Японией, другими развитыми странами, доказывая, что с нашими нормативами мы плетемся в хвосте. Хотя само понятие «норматив» — дело как бы гибкое. По законам рынка, сколько магазинов нужно людям, столько и откроется. А если вернуться к наемному труду больше всего готовы предприниматели сферы торговли — это метка отрасли. Все решает его величество потребительский спрос.
Далеко не случайно 61 процент владельцев частных производственных предприятий держатся за свой бизнес и ни за что не хотят возвращаться к найму, а тем более в торговлю. Накопление товаров состоялось, и новичкам там больше делать нечего.
Ценовой казус
Оставшиеся торговые точки проявляют чудеса изобретательности, чтобы остаться на плаву. Снова заходим в подшефную палатку хозяйственных товаров на Центральном рынке. Аренда строит бизнес будь здоров. Палатки то и дело меняют хозяев. Стоимость квадратного метра в этих хоромах начинается от 2 900 руб. Продавцы идут по испытанному пути — задирают цены. Они здесь порой выше, чем в иных магазинах шаговой доступности. На двухлитровое пластмассовое ведерко хозяйка палатки завышает цену производителя в шесть раз. А с канцелярскими ножницами китайского производства вышел полный ценовой казус. Продавец выложила их на прилавок по цене 500—550 руб. за экземпляр. Ребенок улыбается и дергает маму за рукав, дескать, смотри, вчера такие же в киоске мы с тобой купили. За сколько? За 50!
Какой тут маркетинг, им здесь и не пахнет! Голова предпринимателя забита одним: как накопить на месячную аренду 50 тыс. руб., умудриться заплатить налоги, да еще хоть что-то самому заработать. А с другой стороны, задаешься вопросом: зачем нам такой бизнес, который рассчитан на неосведомленность человека о том, где, что и сколько стоит.
Вещевые рынки, именуемые в народе барахолками, одевавшие в 1990-х враз обедневших россиян, превратились в безлюдные площадки. На «Выборгском» осталась лишь тройка российских предпринимателей. Китайцы еще держатся, поскольку способны предложить более выгодную цену, было бы кому. Покупателей нет. Появившихся буквально хватают за руки: «Купи, недорого». Как ни крути, а замедление роста доходов населения наложилось на ситуацию в сфере торговли.
Итак, рынки 1990-х послали нам прощальный привет. Как пояснила заместитель начальника городского управления торговли, питания и бытового обслуживания Ольга Щетинина, у нас осталось фактически два рынка: Центральный и автомобильный в Индустриальном районе. Остальные в статусе торговых центров или комплексов.
Предпринимателям, пытающимся удержаться на торговом поприще, конечно же, несладко. Ни дня без посещения грозного проверяющего. Все действия подаются в ракурсе бескомпромиссной борьбы с фальсификатом. Чипирование, начавшееся с шуб, шагнуло в новые торговые ряды. Приложил смартфон к бирке, отсканировал код — и знакомься, какой зверь и когда в последний раз бегал в этой шубе. Скоро такие же чипы появятся на обуви. Острословы предлагают чипировать все, что пока бегает в лесу.
Вниз, по лестнице качества
Порой недоумеваешь, куда идет наша торговля. Конкуренция в сфере зашкаливает, а торговые центры продолжают строиться. Как говорит знакомый, «у кого водились деньги, тот уехал, у кого их нет — остался».
Чем меньше у людей денег, тем труднее с ними расставаться. Беднеем и не замечаем, как нас, покупателей, опускают вниз по потребительской лестнице. И во многом делают это расплодившиеся в Хабаровске продуктовые магазины-дискаунтеры. Порой просто жалко себя и земляков. Как получилось, что на фоне стремительного развития сельского хозяйства мы оказались в покупательской бедности? Представьте, кругом ценники один дешевле другого, глаз ласкают. И вдруг вырезка — мяснее не бывает. Цены по соседству с этим товаром гипнотизируют. Социализм перед глазами! Тушенка 27 руб. 99 коп. за банку, колбаса 54,99 и т.д. Творчество на этикетках зашкаливает. И все прямо «задаром».
Набил корзину, принес домой и… практически все выбросил. Зато как «сэкономил»! В соседнем обычном магазине такая корзина потянула бы рублей на 700, и семья питалась бы неделю. Притом в таких магазинах непременно есть вполне дорогие товары, которые и вытаскивают всю цепь торговли. Ведь покупатель прет!
Местные ученые разобрали корзину и ахнули. На вид картинка, на вкус — картонка. Вот колбаса по 54,99 руб. за килограмм. Этикетка гласит: мясо птицы механической обвалки. По сути это отходы после разделки кур: кости, кожа, внутренние органы, короче, требуха. Все это перемалывается, прессуется, замораживается — и на мясокомбинат. Дешево, а в рот не лезет.
Прибавьте к этому продовольственному блуду и тот факт, что производители настолько преуспели в различных хитростях, что стали писать не ГОСТ содержащегося продукта, а ГОСТ упаковки. Поздравляем, вас окончательно запутали. Становится совсем горько. Причем нашествие магазинов-дискаунтеров на Дальний Восток, мягко говоря, настораживает. Вот уже рядом с краем «бьет копытами» крупный российский ритейлер «Дикси» и тоже «грозит» низкими ценами. По сути, под вывеской выгодных для населения цен продвигаются торговые бренды.
Думается, бум продуктовых магазинов-дискаунтеров рассеется как дым. С предлагаемыми товарами и ценами, как говорится, каши не сваришь, потребительский сектор экономику не разогреет. Ее оживляет вкус, который стоит хороших денег. И помочь в этом своему народу — обязанность государства.
Если страна способна дать своему народу качественные съедобные продукты по доступным ценам, то делать это надо немедленно. Иначе не видать нам здоровой, сильной и процветающей экономики.
Сегодня в Хабаровске более 60 торговых центров — 280 тыс. кв. м площадей. Переизбыток — 63 процента. Покупателей мало — товаров масса. Долго лежать на прилавках без оборота они не могут: либо исчезают, либо подменяются дешевыми и опасными для здоровья аналогами. Сегодня нам как воздух нужна сильная, здоровая, процветающая экономика. Тогда и торговля порадует достойными товарами: по цене и качеству.