Наперекор экономическим штормам
logo

Экономика

Наперекор экономическим штормам

Андрей ВОЛОШЕНКО, фото автора

В этом году Хабаровский судостроительный завод празднует свой 70-й день рождения.

В июне 1953 года была спущена на воду первая несамоходная баржа. До этого почти восемь лет шло строительство цехов, монтаж и наладка оборудования, подготовка кадров. А спустя пятилетку завод был переориентирован на оборонные заказы. И притом что первый боевой корабль здесь заложили в 1958 году, полностью перешли на военное кораблестроение только в 1963-м. К пассажирским кораблям и судам вспомогательного флота вернулись лишь в 90-х годах прошлого столетия.

По воде и по суше

Сегодня хабаровские корабелы вполне заслуженно гордятся судном на воздушной подушке проекта 12270М. Оно предназначено для перевозки 50 пассажиров либо 25 человек и двух тонн груза с возможностью выхода на необорудованный берег для посадки и высадки людей. Быстроходный корабль способен передвигаться по мелководью, по заболоченной местности, по торосам.

— Пока у нас на достройке один такой корабль. Мы надеемся его в этом году сдать, — рассказывает ветеран завода Лариса Геннадьевна Воробьева. — Для речных всесезонных перевозок даже по несудоходным и загрязненным акваториям он незаменим. Может использоваться для спасения людей на воде.

Кипит работа в корпусном цехе Хабаровского судостроительного. На стапельном месте в первом пролете активно собирается несамоходный «землесос» проекта 4395, предназначенный для дноуглубительных работ на руслах рек. Над площадкой возвышается 66-метровый корпус. По графику сдача судна уже в следующем году, его с нетерпением ждут на предприятии «Амурречфлот Путь».

– Месяц назад закончили формирование основного корпуса до верхней палубы. Сейчас идут работы на надстройке первого яруса, который сдадим 10 марта. И тогда же начнется сборка надстройки второго яруса. Причем его секции сегодня формируются и на других участках корпусного цеха, — делится планами руководитель проекта Алексей Шабанов. — Весь корпус закончим к 10 апреля. После чего пойдет его насыщение фундаментами, изоляцией. Начнется установка оборудования, протяжка кабелей и так далее.

Краболовов ждет пополнение

IMG20230221104232.jpgВ центре цеха нельзя не заметить корабль проекта А-45, ведь он заметно отличается от других. Его корпус из алюминиево-магнитного легкого сплава гораздо светлее. Один корабль, получивший название «70 лет Победы», был сдан в эксплуатацию. А еще два недостроенных корпуса ждут своего времени. Кстати, материал, из которого они собраны, очень тяжело поддается сварке. При этом в России немного специалистов, которые могут выполнять такие работы. В свое время приглашали их из Крыма. Сейчас на заводе готовят своих мастеров.

Новым опытом для заводчан стало создание краболовных судов «Омолон» и «Кедон», по имени рек в Магаданской области. Сейчас они находятся на достройке в Ливадии. Один будет сдан 1 апреля, а второй в июне.

Эти краболовы приспособлены не только для добычи даров моря, но и для транспортировки морских жителей в живом виде к месту переработки. Корабли оснащены пятнадцатью специальными чанами с охлажденной водой. Заказы на них получены по федеральной программе «Квоты под киль», в рамках которой разрешение на вылов краба и морепродуктов предоставляется только в том случае, если добывающая компания заказывает суда для добычи биоресурсов на российских верфях.

В планах на будущее постройка еще нескольких кораблей этой серии. Ведь качественная продукция всегда востребована. Особенно если изготавливается профессионально и с душой.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)