О трудностях перевозок и не только
logo

Экономика

О трудностях перевозок и не только

Андрей ВОЛОШЕНКО, фото автора

Межрегиональный строительный форум, прошедший в краевой столице, поднял немало актуальных проблем и тем. Вопросы производства и сбыта строительных материалов, а также логистики в этой отрасли обсуждались на одной из панельных сессий.

Ее модератором выступил известный хабаровский предприниматель, председатель межрегионального отделения объединения «Деловая Россия», исполнительный директор и член правления союза резидентов территорий опережающего развития Денис Грось.

Точка отсчета

— Несколько лет назад, когда мы обсуждали планы развития стройки, то пришли к тому, что количество проектов существенно растет. При этом рынок Дальнего Востока характеризуется тремя серьезными проблемами, — начал свое выступление Денис Алексеевич. — Первая — это дефицит строительных материалов и оборудования, производимого в Дальневосточном федеральном округе. Здесь практически ничего нет, кроме ключевых компонентов, а значит, все приходится везти из западных регионов или из-за рубежа. Вторая проблема — катастрофическая нехватка квалифицированной рабочей силы и третья — отсутствие новых разработок, то есть стройка базируется на том, что было изобретено десятилетия назад, — существенных прорывных решений попросту нет.

В ходе обсуждения этих тем бизнес-сообщество Хабаровска пришло к выводу, что для дальнейшего развития отрасли необходимо создать некие инструменты.

— Одним из них должна стать локализация на Дальнем Востоке всего строительного цикла. То есть необходимо развивать не только существующее производство, но и добычу исходного сырья, создавать новые технологические процессы и прочные взаимовыгодные кластерные связи, — считает Денис Грось

Кластер в переводе на русский язык с латыни — уплотнение. Идея образования нового общественного объединения была в том, чтобы сконцентрировать усилия всех его участников для роста строительной отрасли. То есть задействовать в этом процессе не только производителей материалов, но и застройщиков, подрядчиков, проектировщиков, систему образования и подготовки кадров, а также науку, которая способствует разработке новых материалов и технологических решений.

Из одного источника

Эта идея в итоге вылилась в поручение президента Владимира Путина по созданию промышленно-строительного кластера Хабаровского края. Сегодня в него входят 27 организаций и предприятий, 21 из которых непосредственно занимается производством материалов.

— В последнее время неоднократно озвучивалась идея расширения строительного кластера, такое предложение прозвучало и на январской встрече с президентом. Оно было поддержано и объединение стало межрегиональным, так как в нем участвуют предприятия-партнеры из других субъектов, — рассказал исполнительный директор некоммерческой организации «Ассоциация промышленно-строительного кластера Хабаровского края» Дмитрий Палажченко. — Есть организации, которые пользуются нашей продукцией, а дальневосточные предприятия получают от них сырье и комплектующие. И если есть кластерные связи, то этого достаточно для заключения соглашения о вступлении в ассоциацию. Что же касается подключения представителей других отраслей, то наши предложения были озвучены на заседании профильного комитета Государственной думы. Сейчас идет обсуждение, выработка модели, решается, за счет какого нормативного механизма это все будет работать.

Многих предпринимателей, задумывающихся о вступлении в отраслевую ассоциацию, волнует вопрос, какие основные преференции даются предприятиям, входящим в строительный кластер.

— В первую очередь это кредитование в краевом фонде поддержки предпринимателей под 3%, — отметил Денис Грось. — Но если вы хотите что-то производить и получать при этом особые льготы, то для вас всегда открыта площадка территории опережающего развития, где есть весь набор налоговых преференций. А кластер нами позиционируется как общественное объединение, которое позволяет достигать наших целей, решать важные вопросы.

Он также подчеркнул, что ключевая выгода такого объединения в создании центра сбора информации и трансляции ее на участников, ведь все новые крупные игроки, которые заходят на территорию региона, будут обращаться в ассоциацию в поисках производителей материалов, подрядчиков, проектировщиков и так далее.

От сырья до тарифов

В ходе Межрегионального строительного форума неоднократно отмечалось, что количество квадратных метров жилья, сдаваемых в эксплуатацию, за последние четыре года ощутимо выросло. При этом стоит задача нарастить ввод еще примерно в 1,5—2 раза. Кроме того, начинаются большие промышленные программы, практически не прекращаясь идет социальная стройка. Все это формирует спрос, но есть проблемы, которые не позволяют масштабировать любой успешный производственный проект.

— Строятся не только жилье и объекты различной инфраструктуры, но и обогатительные фабрики, логистические комплексы, — включился в разговор коммерческий директор компании «Мастер Плит» Андрей Кротов. — Мы занимаемся производством строительных материалов, используемых в различных сферах. Основные проблемы, с которыми сталкиваемся, — это непрогнозируемый рост цен на основное сырье, а также различные парадоксы, связанные с логистикой. Например, очевиден перекос железнодорожных тарифов, ведь зачастую бывает так, что везешь ближе — платишь больше. А для того, чтобы доставить что-то из центральной части России, с предприятий Сибири, Урала, необходимо приложить неимоверные усилия, так как дорога заполнена какими-то грузами, которые не используются в производстве.

Третий вопрос — это кадровый дефицит. Отсутствуют специалисты, которые могли бы работать как на стройке, так и на производстве. Их все меньше, и компетенции этих работников оставляют желать лучшего. Зачастую приходится заново учить их варить конструкции, строить и т.д.

Кроме того, Андрей Кротов посетовал, что за последние несколько лет цены на основные расходные материалы выросли на 60—70%. А это достаточно серьезно влияет на любую строительную компанию, застройщика, а в итоге и на конечного потребителя.

— Если это теплоизоляция, то изменение цены в течение года достигала даже 80%. Если это рулонная сталь, то в определенные периоды ее стоимость вырастала на 120%, — подчеркнул предприниматель.

О палках в колесах

Отдельно он остановился на процессе согласования и отправки груза.

— По идее, размещается заказ, формируется некая железнодорожная квитанция (год назад ее согласовывали в течение трех дней), дальше вагон отправляется и за две недели приезжает на Дальний Восток. Сейчас только квитанция согласовывается от месяца и более. При этом причиной отказа в 100% случаев является перегруженность железной дороги по маршруту следования, — сообщил Андрей Викторович. — И даже если вагоны загрузили и с горем пополам согласовали эту накладную, то приходится еще очень долго ждать формирования поезда. А после его отправки начинаешь отслеживать путь вагонов по трекеру. Через какое-то время они попадают на очередную промежуточную станцию, где могут простоять неделю, две, месяц. У нас один вагон так завис на 45 дней. То есть полноценный состав из 200 вагонов не двигался, пропуская какие-то поезда.

В завершение Андрей Кротов озвучил еще одну проблему.

— Сегодня доставка груза до Владивостока по железной дороге и транспортировка его машинами в Хабаровск обходится дешевле, чем привезти тот же груз поездом сразу в Хабаровск. Портовый тариф приморской столицы почти в два раза отличается от нашего. Одно из возможных решений — продолжать работу по снижению расценок для всех дальневосточных территорий, — предложил Кротов.

Он уверен, что для решения вопроса необходимы участие правительства края, организация взаимодействия с РЖД, в том числе выделение вагонов для осуществления деятельности предприятий, которые в них нуждаются.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)